Как получить гражданство Швейцарии по новым правилам с 1.1.2018? Каковы требования и порядок? Что следует знать гражданину РФ? На вопросы отвечает практикующий швейцарский юрист. Способы и условия заполнения и получения гражданства Швейцарии путем натурализации: преимущества. Пути получения в 2019 году и особенности процедуры. Документы, необходимые для оформления.
Содержание
Реформа правил натурализации
Необходимость изменений
Принятый в далёком 1952 году Федеральный закон Швейцарии о получении и потере швейцарского гражданства – даже несмотря на многочисленные дополнения и изменения – уже давно считался устаревшим.
В частности, за излишний формализм критике подвергалось правило о 12 годах общего пребывания на территории Швейцарии. Дело в том, что один иностранец даже после 12 лет проживания в Альпийской республике может быть менее интегрирован в швейцарское общество, чем какой-либо иной иностранец после всего лишь нескольких лет в Швейцарии. Другой пример касается кантональных различий. Многие политики указывали, что получить гражданство Швейцарии не может тот, кто в силу профессии должен часто менять место жительство внутри Конфедерации.
Чтобы привести состояние миграционного права Швейцарии в соответствие с современными реалиями, ещё в 2011 году правительство Швейцарии представило проект реформы. Тем не менее, вплоть до лета 2014 года камеры парламента (Национальный совет и Совет кантонов) продолжали играть в «политический теннис». Последний выражался в том, что они с завидным постоянством подавали друг другу, как мячик, обновлённый документ на согласование.
Шансы на успех обозначился в ноябре 2013 года, когда депутаты образовали так называемую согласительную комиссию. Она, как многие надеялись, должна была выработать взаимоприемлемый вариант к весне 2014 года. Правда, тогда единение о том, что же нужно, чтобы получить гражданство Швейцарии, также не было найдено. Почему?
Изначальные позиции парламентариев
По пермиту С
Постоянный вид на жительство в Швейцарии (форма для граждан ЕС/ЕАСТ). Графика: public domainЗа 2011-2014 гг. обе палаты смогли выработать общую позицию по важнейшему пункту реформы. В случае вступления законопроекта в силу только обладатели пермита С (постоянного вида на жительство) смогут рассчитывать на гражданство Швейцарии.
До года такого ограничения не было. Это означало, что обладателям пермита В или даже Ф всё ещё была открыта дорога к красному паспорту с белым крестиком. Изменение статуса quo означает, что за бортом натурализации останутся временно принятые и те, кто не имеет работы*.
* Для не имеющих работы получение пермита С полностью не исключено. Однако, поскольку миграционные органы обычно выносят негативные решения в таких ситуациях, добиться выдачи ПМЖ возможно лишь через подачу жалобы. В одном из процессов против миграционного органа одного из восточно-швейцарских кантонов мне удалось со ссылками на практику Федерального суда успешно обосновать необходимость получения пермита С для моей временно безработной клиентки.В рамках обсуждения нового закона применительно к требованию о ПМЖ министр юстиции Швейцарии Симонетта Соммаруга указала, что реформа должна установить режим, при котором получить гражданство Швейцарии смогут только хорошо интегрированные в общество лица. Для этой цели и было введено условие о постоянном виде на жительство.
По цензу оседлости
Другой важнейший элемент реформы – ценз оседлости в Швейцарии – до последнего служил главным яблоком раздора между парламентариями. Через сколько лет можно получить гражданство Швейцарии? Совет кантонов усматривал необходимость в снижении порога с 12 до 8 лет. Для Национального совета данное облегчение виделось слишком большим. Он был готов поступиться всего 2мя годами и сократить минимальную продолжительность проживания до 10 лет.
Ещё двумя спорными пунктами были вопросы:
- будет ли засчитываться в ценз проживание в статусе «временно принятых» и
- останется ли правило, что для молодых людей срок пребывания в промежутке между 10ю и 20ю годами удваивается.
Национальный совет выступал за упразднение данных послаблений; Совет кантонов – за их сохранение.
Сближение позиций
По общему цензу оседлости
Зал заседаний Совета Кантонов, г. Берн. Графика: Parlamentsdienste der BundesversammlungКак это у нас часто бывает, принятие закона достигается компромиссом. В данном случае, Совет кантонов пошел на уступку Национальному совету. 22 голосами против 20 первый высказался за 10летний ценз оседлости в Швейцарии.
Другой уступкой Совета кантонов стало общее требование о том, сколько иностранец должен прожить на территории соответствующего кантона, чтобы удовлетворить местные требования. По согласованной версии реформы, кантоны смогут устанавливать ценз от 2 до 5 лет.
По уровню знания языка
Также был достигнут компромисс по уровню знания языка, минимально необходимому, чтобы получить гражданство Швейцарии. По согласованной версии реформы, кандидат должен хорошо уметь письменно и устно изъясняться на хотя бы одном из национальных языков Швейцарии. В итоге требования к языку были повышены.
По «двойному исчислению» и «временно принятым»
Достичь согласия удалось и по вопросу об исчислении ценза оседлости для молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. А также о том, следует ли включать в срок пребывания в Швейцарии время проживания в качестве «временно принятого».
Применительно к первому пункту депутаты решили сдвинуть рамки для удвоенного подсчёта ценза на 2 года вниз – до 8-18 лет. По «временно принятым» был достигнут компромисс, что их пребывание в Швейцарии будет засчитываться лишь наполовину. Более подробно – см. ниже.
Голосование
Зал заседаний Национального совета, г. Берн. Графика: Swiss Federal Parliamentary ServiceЗа окончательную редакцию швейцарского Закона о гражданстве в Национальном совете проголосовали 135 депутатов «за», 60 «против» при 2 воздержавшихся; Совете кантонов – 29 «за», 12 «против» при 4 воздержавшихся.
Таким образом, парламент Швейцарии завершил реформу миграционного права Швейцарии, касающуюся натурализации.
Отсутствие референдума
Любой швейцарский федеральный закон подлежит факультативному референдуму. Т.е. в случае с Федеральным законом о гражданстве от 2014 года возможен был сценарий, что его могли бы отклонить на голосовании швейцарцы. В таком случае старые правила, о которых я писал в начале статьи, в случае негативного референдума могли бы остаться релевантными.
Тем не менее, изменение условий получения швейцарского гражданства нашло поддержку у большинства политических сил. Летом 2014 года только Социал-демократическая партия допускала сбор подписей за организацию референдума против нового закона. Однако и она в конечном итоге оставила данную идею нереализованной.
Соответственно, из-за отсутствия референдума ничего не мешало реформе быть принятой. Несколько позже Федеральный совет (правительство) установил 1 января 2018 года в качестве даты вступления нового Федерального закона в юридическую силу.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://business-swiss.ch/grazhdanstvo-shvejtsarii-poluchit/