Доступная среда что это

 

Государственная программа "Доступная среда" на 2018 – 2020 года для инвалидов в Российской федерации. Федеральные и региональные особенности. Описание и порядок реализации. Программа «Доступная среда для инвалидов» и для чего она предназначена. Что дает проект для маломобильных граждан.

Законы и нормативы по Программе «Доступная среда» для инвалидов в России

Программа «Доступная среда» в России стартовала в 2012 году, после ратификации РФ Конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно документу, люди с ограниченными возможностями – это самостоятельные, независимые личности, которые имеют право всесторонне участвовать во всех сферах жизни общества. Государство же обязано обеспечить доступность окружающей среды для инвалидов наравне с другими гражданами, комфортный доступ к транспорту, всем возможным объектам и услугам, что и является основной целью Конвенции.

Последовательность и детали формирования беспрепятственного доступа инвалидам к объектам физического окружения, транспорту, связи, информации описаны в ФЗ о программе “Доступная среда” для инвалидов (Федеральный закон № 181-Ф3 от ). Сама программа на 2011–2015 годы была утверждена Правительством России в Постановлении № 175 от , затем продлена до 2020 года (Постановление № 1297 от ). В январе 2019 года было решено продлить госпрограмму до 2025 года.

Обустройство зданий, сооружений, помещений, путей движения, общественного транспорта, бассейнов и спортивных площадок для людей с особыми потребностями имеет свои тонкости. Особое внимание должно уделяться безопасности конструкций и качеству материалов. При проектировании обязательно необходимо учитывать соответствующие нормативные документы по программе “Доступная среда” для инвалидов:

  1. Своды правил (СП), касающиеся доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (МГН). Номера СП: , , , 35-101-2001, 35-102-2001, 35-103-2001, 35-104-2001, 35-105-2002, 30-102-99, 31-102-99, 31-113-2004.
  2. Государственные стандарты (ГОСТ) устанавливают требования безопасности и доступности к подъемным платформам, указателям, опорным устройствам, светофорам, средствам общественного транспорта для различных групп инвалидов. Номера ГОСТов: 55555-2013, Р 51261-99, Р 52875-2007, 56305-2014, Р ИСО 23600-2013, Р 52131-2003, Р 51671-2015, Р 51671-2000, Р 56421-2015, Р 56832-2015.
  3. Правила безопасности (ПБ): ПБ 10-403-01 – о безопасной эксплуатации подъемных платформ в жилых, общественных, промышленных зданиях для инвалидов.

Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»

Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.

Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.

Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.

  1. Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
  2. В стране увеличилось количество центров реабилитации.
  3. В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
  4. На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
  5. Работают телеканалы с сурдопереводом.
  6. Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
  7. Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач.Важно: в октябре 2019 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль  и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.

Что делается для детей-инвалидов

В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.

Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.

В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:

  1. В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
  2. В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
    • постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
    • проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
  3. Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
    • логопедии;
    • олигофренопедагогике;
    • сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.

Промежуточные успехи регионов

На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.

Например:

  1. В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
  2. В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.

Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Срок продления госпрограммы «Доступная среда»

Несмотря на то, что государственная программа для инвалидов “Доступная среда” не планируется как бессрочная и имеет запланированные сроки выполнения всех мероприятий, Президентом России было принято решение продлить ее действие сначала до 2020 года, а в феврале 2019 года – до 2025 года. Вместе с тем рекомендовано интенсифицировать выполнение намеченных этапов.

Об эффективности реализации «Доступной среды» позволяют судить определенные изначально показатели (или индикаторы). Например, доля доступных для инвалидов объектов, доля инвалидов, положительно оценивающих происходящие изменения, доля детей с инвалидностью, получающих качественное образование, и так далее

Сравнивая реальные проценты по данным показателям с запланированными, можно судить об уровне выполненности тех или иных задач.

Что сделано к 2019 году, планы и текущее финансирование программы

Фото 2

Реализации Программы «Доступная среда» в России уделяется немало внимания и средств. Так, в 2019 году на выполнение запланированных нею мероприятий выделено на 10 млн. рублей больше, чем в предыдущем. Эта цифра составила 90 млн. рублей.

Проект “Доступная среда” для инвалидов в 2019 году имеет успешно реализованные мероприятия, среди которых можно выделить следующие:

  • предприятия, на которых работают люди с инвалидностью, оснащены всем необходимым и нормально функционируют;
  • возросло число центров по реабилитации инвалидов по стране;
  • в больших и малых городах организованы светофоры со звуковыми маячками, табличками и указателями для слабо- или невидящих граждан;
  • обустроены для инвалидов-колясочников платформы московского метрополитена;
  • активно внедряется звуковое оповещение в объектах общественного транспорта;
  • все чаще строятся здания, учитывающие требования инвалидов на колясках, а в Улан-Удэ подобным образом спроектирован целый жилой квартал.

В 2019 году уже внесены изменения о совершенствовании некоторых критериев медико-социальной экспертизы для инвалидов, и оптимизации условий выдачи субсидий для этой категории граждан. Продолжается работа по инклюзии во всех областях и сферах общественной жизни.

Этапы программы

Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.

В настоящее время программа включает пять этапов:

  1. 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
    • реализации мероприятий;
    • инвестирования средств в конкретные объекты.
  2. 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
    • строительство, реконструкция центров реабилитации;
    • их оснащение необходимыми техническими средствами;
    • приобретение специального оборудования для учреждений:
      • здравоохранения;
      • образования.
  3. 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
    • федеральных и региональных ведомств;
    • организаций — исполнителей и органов власти. В 2019 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2019 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
  4. 2019-2020 годы:
    • Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
    • Подведение итогов.
    • Анализ результатов.
    • Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
    • Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
  5. 2021-2025 годы:
    • отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
      • закупки оборудования в реабилитационные центры,
      • обучения специалистов,
      • разработки ИС.

Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.

Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:

  • Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
  • Министерство образования и науки РФ:
  • Пенсионного фонда;
  • Фонда соцстрахования и других.

Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»

Мероприятия задумывались для обеспечения:

  • равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
  • объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.

Заявленные цели

Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.

Ожидаемые результаты:

  1. Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
    • реабилитационной направленности;
    • транспортных объектов;
    • социальной направленности.
  2. Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
  3. Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
  4. Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
  5. Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
    • обучение;
    • стимулирование к профессиональной деятельности;
    • повышение квалификации.
  6. Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
  7. Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Вопросы финансирования ФЦП

В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:

  1. Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
    • к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
  2. Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.

Цели и задачи программы «Доступная среда»

Фото 3

Главная цель программы – повышение качества жизни инвалидов и интеграция их в общество. Ее реализация планируется за счет достижения следующих задач.

  1. Создание доступной средыдля маломобильных категорий населения к жизненно необходимым объектам и услугам городской инфраструктуры.
  2. Обеспечение доступных реабилитационных и абилитационных (формирование новых навыков) услуг для граждан с ограниченными возможностями. Эта же задача подразумевает доступ к образовательным услугам и трудоустройству.
  3. Повышение прозрачности работы экспертов МСЭ и объективности принимаемых ими решений.

На реализацию поставленных задач запланирован бюджет в размере 401 млрд рублей. В частности в 2019 году планируется расход свыше 45 млрд рублей. Источниками формирования бюджета программы выступают федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

На основании каждой из вышеуказанных задач составлены отдельные подпрограммы.

Подпрограмма №1

Первая подпрограмма направлена на оценку существующего уровня доступности для инвалидов жизненно важных объектов городской среды, а также создание условий для ее повышения.

В состав мероприятий в рамках данной подпрограммы входит следующее.

  1. Проектирование новых зданий и модернизация уже существующих с учетом потребностей инвалидов. Это пандусы и лифты для свободного передвижения малоподвижных граждан, создание дополнительных баннеров, упрощающих поиск нужного объекта, и т. п. Адаптировать к возможностям инвалидов необходимо не только государственные ведомства, но и строящиеся жилые дома.
  2. Установка на улицах светофоров и остановок со звуковым сопровождением.
  3. Оснащение общественного транспорта выдвижными пандусами и внедрение новых единиц с пониженным уровнем пола.
  4. Обеспечение детям-инвалидам возможности получать образование наравне с остальными сверстниками. Это касается не только создания безбарьерной среды, но и технического оснащения школ оборудованием для физического и психологического восстановления детей (тренажеры, компьютеры для детей с ограничениями по слуху и зрению, сенсорные комнаты для релаксации и др.). Не менее важно иметь в штате образовательного учреждения психологов, оказывающих ребенку-инвалиду поддержку при возникновении проблем в общении со сверстниками.
  5. Финансирование спортивных учреждений, деятельность которых направлена на развитие адаптивной физкультуры и паралимпийского спорта.
  6. Проведение культурных мероприятий, предполагающих участие лиц с ограниченными возможностями.
  7. Внедрение сурдоперевода в трансляции главных российских телеканалов.

На реализацию подпрограммы №1 запланирован бюджет в размере 35 млрд рублей.

Подпрограмма №2

Вторая подпрограмма направлена на повышение качества и доступности реабилитационных и абилитационных услуг для инвалидов. Другой важной целью является создание условий для получения ими профессиональной подготовки и дальнейшего трудоустройства наравне с теми гражданами, которые не имеют ограничений по здоровью.

Для реализации поставленных целей запланирован ряд мероприятий.

  1. Оценка потребностей инвалидов и создание в соответствии с ними отрасли по изготовлению специализированных товаров.
  2. Открытие центров, ориентированных как на общую реабилитацию инвалидов посредством медикаментозного лечения и санаторно-курортных услуг, так и медицинскую абилитацию в виде реконструктивной хирургии и протезирования.
  3. Введение в образовательную программу уроков, направленных на формирование адекватного восприятия детей-инвалидов остальными сверстниками.
  4. Организация совместных мероприятий органами соц. защиты и центрами занятости по профессиональной подготовке граждан, из-за проблем со здоровьем лишившихся возможности работать по прежней специальности.
  5. Стимулирование работодателей с помощью налоговых льгот на создание рабочих мест для инвалидов.

На реализацию данных целей предусмотрено финансирование в размере 33,5 млрд рублей.

Подпрограмма №3

Третья подпрограмма нацелена на повышения объективности решений МСЭ. Цель планируется достигнуть за счет осуществления следующих мероприятий.

  1. Разработка новых методик проведения экспертизы.
  2. Совершенствование критериев назначения групп инвалидности.
  3. Оснащение бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.
  4. Создание системы независимой оценки эффективности работы экспертов МСЭ.
  5. Налаживание эффективного взаимодействия между учреждениями МСЭ разных уровней.
  6. Повышение квалификации сотрудников.
  7. Создание при главных бюро МСЭ общественных советов, рассматривающих обращения граждан по поводу неэтичного поведения экспертов.
  8. Противодействие коррупции. С этой целью планируется внедрить в деятельность МСЭ такие современные технологии, как электронная очередь, аудио- и видеонаблюдение.

На реализацию подпрограммы №3 планируется выделить 103 млрд рублей.

Запланированные государством мероприятия по организации доступной среды

Государственная программа предусматривает реализацию целого комплекса мероприятий по организации доступной для инвалидов среды, среди них:

  • расширение перечня субтитрированных программ по телевидению;
  • поддержка спортивных учреждений, занимающихся с инвалидами;
  • проведение обучающих семинаров для сотрудников образовательных учреждений по инклюзии детей-инвалидов в обычную среду;
  • создание безбарьерной среды в ОУ: оснащение заведений учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием;
  • приведение объектов городских инфраструктур в соответствие нормативам по обеспечению доступной среды инвалидам;
  • оснащение и модернизация зданий, транспорта, улиц для возможности безбарьерного перемещения граждан с инвалидностью;
  • адаптация официальных сайтов органов власти России к требованиям людей с ограниченными возможностями.

Всесторонняя поддержка учреждений, обеспечивающих реабилитацию и медицинскую поддержку инвалидов, также остается одним из приоритетных направлений Программы. Ожидается, что мероприятия по программе “Доступная среда” для инвалидов повысят уровень доступности различных объектов для людей с нарушениями, увеличат число школ и детсадов с безбарьерной средой, обеспечат больше транспортных средств, комфортных для граждан с особыми потребностями.

Законодательная база

Фото 4

Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от .

Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.

Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:

  • Распоряжение от  № 1365;
  • Постановление от  № 1297;
  • Распоряжение Правительства РФ от г. № 308-р

Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.

В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации.Скачать для просмотра и печати

Распоряжение Правительства РФ от г.

Распоряжение Правительства РФ №1365-Р

Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от г.

Ожидаемые результаты

К моменту окончания действия программы «Доступная среда» в 2020 году планируется получить такие значения целевых показателей:

  • повышение доли доступных для маломобильных граждан объектов инженерной и транспортной инфраструктуры до 55%;
  • формирование у 52,5% инвалидов положительной оценки по поводу отношения к ним в обществе;
  • оснащение реабилитационными центрами до 44,7% регионов;
  • увеличение доли граждан, прошедших курсы по реабилитации и абилитации, до 53,6% среди взрослого населения и до 69,3% среди детей;
  • повышение занятости среди трудоспособных инвалидов до 40%;
  • оснащение 100% главных бюро МСЭ современным диагностическим оборудованием.

Это целевые показатели, актуальные на 2018 год. Но в программу ежегодно вводятся дополнения, которые отражаются и на ее конечных целях.

Что такое доступная среда для маломобильного человека

Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, кнопок для вызова.

Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.


Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией

Что дает программа «Доступная среда» детям с инвалидностью

На помощь и содействие детям в получении образования и дальнейшем трудоустройстве нацелена программа сопровождения молодых людей с инвалидностью. При этом огромное значение имеет процесс инклюзии, то есть реального внедрения людей с нарушениями в общество, здоровый коллектив.

В идеале инклюзия должна начинаться с детского сада. Причем выигрывают от этого как дети с инвалидностью, так и нейротипичные (то есть нормальные) ребята.

Дети с нарушениями тянутся за остальными, пытаются подражать им, процесс обучения и социализации происходит более активно и эффективно. Обычные же малыши, как отмечают специалисты, становятся добрее и заботливее, учатся мыслить без барьеров, нормально общаться и дружить с особыми детьми, не навешивая на них обидные ярлыки.

Естественно, что доступная среда в ДОУ для детей-инвалидов должна быть организована очень тщательно. Это:

  • особые методики обучения и воспитания;
  • предоставление специально-обученных тьюторов, личных ассистентов для детей с инвалидностью;
  • техническое обустройство всех помещений здания и подходов к нему.

Для более наглядного представления данных о количестве детей с нарушениями, обучающихся в садике или школе, их особенностях и технических возможностях предоставления им безбарьерного пространства составляется дорожная карта по доступной среде для инвалидов в школе или детском саду. Здесь также должны быть намечены мероприятия по оптимизации доступности среды для МГН с указанием точных сроков их выполнения.

Подпрограммы «Доступной среды»

Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.

Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
  • формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
  • обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
  •  формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
  1. Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
    • определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
    • формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
    • формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
    • формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
    • формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
  2. Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
    • выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
    • повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
К 2019 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше социально значимых для них объектов.

Приоритеты и цели Программы «Доступная среда» для инвалидов

Фото 5

Программа «Доступная среда» направлена на то, чтобы интегрировать людей с нарушениями здоровья в социум, сделать все возможное, чтобы инвалиды не чувствовали ограничений, барьеров в доступе к окружающим объектам, будь то аптека, магазин или троллейбус.

Целью государственной программы является формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, устранение препятствий для доступа МГН к приоритетным объектам и услугам, открытым для населения.

В задачи госпрограммы входит:

1. Оценить текущее состояние приоритетных объектов и услуг в плане приспособленности их для людей с нарушениями здоровья.

2. Повысить уровень доступности всех объектов инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями.

3. Устранить социальную разобщенность инвалидов и здоровых граждан.

4.  Модернизировать государственную систему медицинской и социальной реабилитации инвалидов.

5.  Обеспечить всем людям с нарушениями здоровья равный доступ к реабилитационным мероприятиям.

На первых этапах реализации программы стало ясно, что социальная среда в России большей частью вообще не приспособлена для инвалидов. Например, инвалиду, передвигающемуся на коляске, очень сложно выйти из дома, пройти через дорогу, зайти в магазин без посторонней помощи.

При этом организация доступной среды для инвалидов подразумевает не только банальное обустройство пандусов для колясок, но и оснащение визуальной и звуковой информацией различных объектов (например, светофоров, телефонов-автоматов, опасных зон), установку механизмов для автоматического открывания дверей, поручней в санузлах, низкорасположенных телефонов или банкоматов и так далее.

Законодательная база программы

Утверждение программы «Доступная среда» произошло в соответствии с распоряжением правительства РФ года.

Этот документ подтвердил факт того, что Россия готова бороться за права людей с ограниченными возможностями и финансировать их реабилитацию и абилитацию в соответствии с международным договором – конвенцией о правах инвалидов от г.

Первоначальный срок данной федеральной программы – с 2011 по 2015 год. Но, в дальнейшем было принято решение о продлении ее действия до 2020 года.

В настоящее время весь комплекс мероприятий поделен на 4 части:

  1. В течение 2011 – 2012 гг. формировалась нормативная база, разрабатывались основные задачи и принималось решение об источниках финансирования.
  2. В 2013 – 2015 гг. за счет средств, выделенных из федерального бюджета, создавались и оснащались реабилитационные центры, а также укомплектовывались специальным оборудованием медицинские и образовательные учреждения.
  3. В 2016 – 2018 гг. все основные задачи должны быть завершены под контролем органов власти субъектов РФ.
  4. В 2019 – 2020 гг. планируется подвести итоги и опросить население об оставшихся проблемах среди инвалидов. В завершении ответственные члены Правительства должны сообщить о проведенной работе, достигнутых результатах, а также о нерешенных проблемах.

Ответственным исполнителем программы «Доступная среда» является Министерство труда и социальной защиты РФ. Участники – целый ряд государственных учреждений и ведомств, например, Министерство строительства, образования, связи, промышленности, а также Пенсионный и Фонд социального страхования.

Нормативные акты, регламентирующие программу «Доступная среда», в течение 2018 – 2020 гг.:

  • Постановление Правительства от 01 декабря 2015 г. № 1297.
  • Распоряжение Правительства РФ от 21 июля 2014 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г.

Информацию о том, как реализуются пункты программы, можно узнать из ежегодных отчетов, которые содержат в себе: статистические данные, а также сведения о достигнутых результатах и потраченных финансах.

Особенности организации повсеместного доступа для инвалидов

Пространство без барьеров направлено на то, чтобы человек с ограниченными возможностями не чувствовал себя неполноценным, ущемленным в правах и получении различных услуг. Создание доступной среды для инвалидов подразумевает дооборудование уже существующих объектов и проектирование новых с учетом потребностей МГН.

Мероприятия по организации доступной среды в школах

Для создания удобного доступа и комфортного обучения в школах и других образовательных учреждениях для детей с ограничениями физических возможностей предусматривают ряд мероприятий.

Что должна включать доступная среда в школе: оборудование  для инвалидов, безопасный безбарьерный путь к школе, адаптированные для детей с нарушениями слуха и зрения информационные сигналы.

Все помещения в здании школы должны быть приспособлены для ребят с нарушениями: санузлы, классные кабинеты, лестницы, холлы, коридоры, спортивные залы, столовые, раздевалки, библиотеки. Для этого  используются разнообразные приспособления и современные технические устройства:

  • пандусы;
  • подъемники – вертикальные, наклонные, лестничные;
  • рампы и аппарели (складные или откидные для экономии пространства);
  • тактильная плитка;
  • картинки по программе “Доступная среда” для инвалидов (тактильные пиктограммы, на которых рельефно обозначены особенно значимые объекты инфраструктуры: лифт, туалет, гардероб, эскалатор, вход / выход из помещения и другие; как правило, представляют собой черные рисунки и символы на ярко-желтом фоне);
  • специальные поручни;
  • системы вызова для инвалидов (кнопки);
  • звуковые и световые маячки;
  • тактильные табло, пиктограммы;
  • индукционные системы для школьников с нарушениями слуха.

В каждом учреждении должен быть разработан план или дорожная карта по доступной среде для инвалидов в сфере образования. В этом документе прописывается поэтапное осуществление реорганизации объекта, направленное на создание комфортных условий для обучения детей с особыми потребностями. Утверждается план директором школы, за выполнение каждого этапа назначается ответственное лицо из сотрудников учреждения.

Оснащение объектов транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов

Транспорт – важнейшая составляющая жизнедеятельности граждан, благодаря которой осуществляется связь между местом проживания и остальными объектами социальной инфраструктуры города. Для полноценного внедрения МГН в общество любые транспортные средства (ТС) должны стать безбарьерными и приспособленными к обслуживанию этой группы населения.

Чтобы проконтролировать проводимые в этом плане мероприятия и сроки их выполнения, Законом предусмотрено, что у каждой негосударственной организации должна быть карта доступности объектов РФ по программе “Доступная среда” для инвалидов. В этот документ включают все планируемые этапы по реорганизации ТС для доступа инвалидов. Из оснащения и оборудования, объекты транспортной и социальной инфраструктур должны дополняться следующими элементами:

  • звуковые сигналы у светофоров;
  • указатели в местах, где идет строительство;
  • пандусы и поручни у лестниц;
  • пологие спуски у тротуаров;
  • знаки для инвалидов по программе “Доступная среда”;
  • (тактильные знаки доступности для разных категорий инвалидов: по слуху, по зрению, для колясочников, и всех групп вместе; размещаются при входе в здания или помещения, приспособленные для людей с ограниченными возможностями; а также пиктограммы в сочетании с системой Брайля для ориентирования МГН: ограничение ширины проходов, лестница, пути эвакуации, неровная дорога, выступы и так далее);
  • рампы, аппарели, подъемные устройства в автобусах;
  • специальные места в транспорте для колясочников с креплениями;
  • обустройство адаптированной тротуарно-тропиночной сети без барьеров;
  • выделение парковочных мест для инвалидов на стоянках.

Работники на объектах транспорта, обслуживающий персонал в различных общественных организациях должны иметь памятки по оказанию помощи инвалидам и следовать им.

Ключевые моменты при организации доступной среды

Кнопка вызова – это одно из важнейших устройств, предназначенных для того, чтобы инвалид мог беспрепятственно посетить любое общественное заведение – театр, кинотеатр, библиотеку, музей, вокзал, аэропорт, больницу или образовательное учреждение, – вызвав для этого кого-либо из персонала.

Кнопка устанавливается снаружи здания, на высоте 85–100 см от пола таким образом, чтобы инвалид-колясочник мог свободно до нее добраться. Рядом с кнопкой размещают стандартную наклейку «Инвалид». Устройство вызова снабжают камерой, картинка с которой выводится на табло охранного поста

Конкретные мероприятия и советы по организации безбарьерного пространства для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, органов слуха и зрения описывают методические рекомендации по доступной среде для инвалидов, разработанные Министерством здравоохранения и социального развития РФ в 2012 году. В случаях нарушения требований либо уклонения от обеспечения доступной среды инвалидам юридические и физические лица подлежат административной ответственности. Штраф должностных лиц составит 2-3 тысячи рублей, юрлиц – 20-30 тысяч рублей.

Продумывая организацию доступной среды на объекте, важно не просто ограничиться установкой перил и пандусов для колясочников, но и учесть требования других групп инвалидов. В частности, доступная среда для инвалидов по зрению подразумевает оборудование зданий специальными информационными элементами, понятными для слепых граждан.

Для обозначения входов и выходов из зданий согласно ГОСТу на полу обустраивают тактильные плиты (или специальные ковры) с особым рифлением, проемы оснащают звуковым маячком, дверные ручки должны обеспечивать легкое открывание дверей, ступени – быть закрытыми, а поручни – беспрерывными и максимально удобными для обхвата кистью.

В обязательном порядке план обустройства объекта оборудованием для комфортного передвижения инвалидов, другими словами, паспорт по программе “Доступной среды” для инвалидов должен быть в наличии на объектах:

  • медицинские учреждения;
  • магазины с индивидуальным обслуживанием клиентов;
  • сервисы по оказанию услуг инвалидам.

Данный документ выступает своеобразным гарантом того, что владелец обязуется оснастить объект оборудованием для доступа инвалидов. Выдается паспорт только после того, как объект пройдет проверку специализированными государственными органами.

Если заведение предоставляет услуги инвалидам, но паспорт доступности у него отсутствует, на владельца будет наложен штраф

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://reabilitilog.ru/pravovye-aspekty/prava-lgoty-garantii/dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda-dlya-invalidov.html
  • https://subsived.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda
  • https://invalidu.com/prava/proekt-dostupnaya-sreda-invalidov
  • http://posobie-help.ru/subsidii/lgoty-invalidam/dostupnaya-sreda.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий