Как правильно определить размер ущерба автомобилю после ДТП, куда обратиться для оценки стоимости повреждений авто, выбор независимого эксперта. Единая методика расчета ущерба используется для того, чтобы определить размер страховых выплат. Для определения размера компенсации используется специальная формула.
Содержание
- Как выбрать независимого эксперта
- Акт осмотра транспортного средства после ДТП
- Структура методики
- Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
- От каких входных данных зависит сумма ущерба?
- Установление размера выплат — основная формула
- Расчет стоимости ремонта по КАСКО: средние цены, судебная практика
- Как делают расчет стоимости ущерба в страховой компании?
- Порядок расчета ущерба при ДТП
- Достаточно ли расчета официального дилера для взыскания ущерба?
- Что такое суммарная стоимость ремонта?
- Правила проведения экспертизы расчета по РСА
- Куда ехать после ДТП
- Как не стать жертвой обмана?
- Вопросы и ответы
Как выбрать независимого эксперта
На самом деле, выбрать компанию для проведения независимой экспертизы автомобиля по ДТП не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Эта услуга до сих пор очень востребована, поэтому в каждом городе есть специалист, а иногда даже несколько, которые предоставляют своим клиентам возможность провести независимую оценку повреждений на машине.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему - просто обратитесь к нашему юристу:
+7 (499) 288-16-92 (Москва)
+7 (812) 407-34-78 (Санкт-Петербург)
8 (800) 222-90-65
(вся Россия)
Это быстро и бесплатно!
Специалисты рекомендуют при выборе эксперта руководствоваться следующими критериями:
- Хорошая реклама. Как показывает практика, ненадежные компании редко вкладывают много средств на рекламу своих услуг. Но здесь нужно быть осторожнее. Многие мошенники, напротив, стараются завлечь клиентов яркими баннерами и запоминающимися лозунгами, чтобы получить средства за неправильную проверку (экспертиза автомобиля может обойтись собственнику в 15 000-20 000 рублей).
- Есть сайт. Компании-однодневки редко создают сайты, а если и делают это – то на бесплатных хостингах, отличающихся простым классическим оформлением и отсутствием индивидуальности фирмы.
- Наличие сертификатов и грамот, подтверждающих качество работы в этом направлении на протяжении нескольких лет.
- Отзывы клиентов и рекомендации от знакомых.
Акт осмотра транспортного средства после ДТП
После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).
Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:
- Причина проведения осмотра транспортного средства (в нашем случае это будет ДТП).
- Точная дата начала и окончания осмотра ТС.
- Точный адрес. Если авария произошла возле какого-либо дома — название улицы и номер дома, если авария произошла на перекрестке — названия улиц, если авария произошла вдали от каких-либо населенных пунктов — название трассы, номер километра и направление движения.
- Полная информация о собственнике, а также информация о человеке, который находился за рулем во время аварии (ведь в общем случае за рулем может находиться не владелец авто, а какой-либо другой человек, например, друг владельца автомобиля).
- Информация о транспортном средстве — комплектация, начало эксплуатации, пробег и так далее.
- Информация о повреждениях, которые возникли до ДТП. Следует указать не только все старые повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее. Если был произведен ремонт или менялись запчасти — этот факт также необходимо отразить в акте.
- Информация о повреждениях, которые возникли вследствие ДТП. Следует указать не только все имеющиеся повреждения, но и указать вид повреждений, их расположение и так далее.
- Если для проведения дополнительной экспертизы бралась какая-либо деталь на анализ, этот факт необходимо отразить в акте.
- Также следует указать в акте текущее состояние автомобиля. Если автомобиль был эвакуирован — следует отразить в акте информацию о том, куда и как было эвакуировано транспортное средство.
Структура методики
ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.
Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).
Методика имеет следующую структуру:
- 7 основных глав, которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
- 10 приложений, которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
- Также существует специальная электронная база данных, которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:
- Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
- Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
- Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
- Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
От каких входных данных зависит сумма ущерба?
Сумма ущерба транспортному средству зависит от стоимости ремонта. Сумма восстановления автомобиля может быть определена двумя способами:
- силами страховой организации;
- с помощью независимого оценочного мероприятия.
Но в любом случае сумма ущерба транспортному средству будет зависеть от следующих параметров:
- дата происшествия, повлекшего урон машине;
- регион;
- марка автомобиля;
- год его выпуска;
- пробег транспортного средства;
- дата начала эксплуатации ТС;
- его комплектация;
- дефекты доаварийного характера;
- износ деталей, взамен которых устанавливаются новые.
Установление размера выплат — основная формула
Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.
Для расчетов используется следующая формула:
- РК = СР + СМ + СД.
- РК — это общий размер компенсации.
- СР — это стоимость ремонта.
- СМ — это стоимость материалов.
- СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
- При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10%.
- При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
- Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
- Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
- Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.
- Если общий размер компенсации превышает стоимость нового автомобиля той же марки и модели, то страховая компания выдаст деньги не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. Зачастую этот подход используется, когда повреждений так много, что гораздо дешевле купить новую машину, чем ремонтировать старую.

Расчет стоимости ремонта по КАСКО: средние цены, судебная практика
По состоянию на начало 2019 года ситуация складывается следующим образом. Как правило, при заключении договора КАСКО в отношении автомобиля, выбирается такой вариант выплаты страхового возмещения как ремонт на СТОА (автосервис) по выбору Страховщика или ремонта на СТОА по выбору Страхователя. То есть при этом выплата деньгами на счет Страхователя не производится, все расчеты проходят между страховой компанией и СТОА.
Однако бывают ситуации, когда страховая компания необоснованно затягивает оплату ремонта поврежденного автомобиля в пользу СТОА, беспричинно не согласовывает ремонт каких-то деталей и отказывается его оплачивать и т.д. В таком случае Страхователь имеет право оценить размер причиненного ущерба, заказав независимую экспертизу, предложить страховой компании произвести оплату по независимой экспертизе, а если страховая компания откажет в выплате, тогда обратиться в суд.
Как же при этом должен быть рассчитан ущерб? По ОСАГО все просто – есть Единая Методика, по ней и нужно рассчитывать стоимость ремонта. По КАСКО Законом не установлены конкретные правила расчета стоимости ремонта. В Правилах КАСКО может быть оговорка, что если уж размер выплаты рассчитывается деньгами, то рассчитывается по средним ценам в регионе.
В этом случае если расчет по средним ценам предъявлен страховой компании для оплаты, то и суд взыщет со страховой компании оплату стоимости ремонта именно по средним ценам в регионе. Но оплата деньгами будет взыскана, только если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.
Также стоимость ремонта по КАСКО может быть рассчитана и по ценам официального дилера, если автомобиль на гарантии и это подтверждено документами (сервисная книжка и пр.), и также по фактически понесенным затратам на ремонт автомобиля. Но, как и в предыдущем случае, оплата деньгами будет взыскана только в том случае, если до этого при организации ремонта страховая компания как-то нарушила права страхователя.
Если же человек просто решил не ремонтировать автомобиль по полису КАСКО, а получить выплату деньгами, то, скорее всего, суд откажет в таком иске. Тут судебная практика исходит из того, что если по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта, то пострадавший и должен получить выплату путем организации и оплаты ремонта, а если он хотел выплату деньгами, то так и должно быть написано в его полисе КАСКО – выплата страхового возмещения путем выплаты денежных средств.
Так как каждый человек сам выбирает, какой именно договор КАСКО ему заключить, то при заключении он и выбирает, что ему нужно – ремонта поврежденного автомобиля или выплата деньгами. После заключения договора КАСКО, он уже не может делать такой выбор.
Также, если будет установлено, что пострадавший, у которого по полису КАСКО предусмотрена выплата страхового возмещения путем организации и оплаты ремонта на СТОА, в страховую компанию не обращался, организовать ему ремонт не просил, а сразу сделал независимую экспертизу и обратился в страховую компанию с требованием выплатить ему деньги по этой экспертизе, то суд ему в таком иске откажет.
Как делают расчет стоимости ущерба в страховой компании?
Как делают расчет стоимости ущерба в страховой компании?Если было ДТП, стоимость ущерба и восстановительных работ считают на основании информации, собранной при первичном осмотре повреждённой машины, а при необходимости – при дополнительном осмотре, и зафиксированной в специальном акте.
Для определения стоимости ремонта страховщик складывает следующие составляющие:
- издержки на осуществление ремонтных работ;
- расход на материалы;
- стоимость заменяемых запчастей.
В свою очередь, затраты на запчасти определяются компанией-страховщиком как сумма расходов на каждую единицу запчасти, рассчитываемую путём умножения:
- количества таких деталей;
- их цены;
- понижающего коэффициента, учитывающего износ старой детали.
Износ комплектующих исчисляется, исходя из сведений о:
- срока эксплуатации;
- пробега машины;
- коэффициентах влияния данных параметров на износ, значения которых установлены Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П.
В случае полной гибели автомобиля страховщик обязуется выплатить деньги на приобретение нового. Размер выплаты в данном случае определяется как разность между:
- стоимостью машины в день аварии;
- стоимостью годных остатков.
Под годными остатками понимаются те детали и части машины, которые можно демонтировать и реализовать.
При этом цена годных остатков рассчитывается как произведение:
- цены ТС в состоянии до аварии;
- доли стоимости целых деталей в полной стоимости ТС;
- коэффициента расходов на продажу запчастей (0,7 – для легковушек, 0,6 – для грузовых);
- коэффициента срока эксплуатации ТС;
- коэффициент степени повреждений.
Вышеперечисленные коэффициенты также определяются на основании Положения Центробанка.
Больше нюансов о единой методике расчета ущерба по ОСАГО можно узнать в этом материале.
В дополнение к тексту подзаголовка, смотрим видео о том, как происходит расчет убытков о оценка ущерба по ОСАГО после ДТП:
Порядок расчета ущерба при ДТП

Порядок расчета ущерба при ДТП может отличаться в зависимости от того, есть ли полис ОСАГО у виновника ДТП, или же нет. При этом абсолютно нет разницы, причинен ли вред имуществу организации, или имуществу физического лица.
- Если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, то тут все достаточно просто и однозначно. По всем ДТП, которые произошли после 17 октября 2014 г., ущерб по ОСАГО определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. документ ). В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, автомобиля) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Страховые и независимые эксперты при расчете ущерба при ДТП обязаны пользоваться Методикой. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых — свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запасные части, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА . Их можно попробовать рассчитать самостоятельно, используя сведения с вышеуказанного сайта, однако для этого нужно знать заводские номера зап.частей, сколько примерно уйдет времени на ту или иную работу по ремонту автомобиля, примерное количество расходного материала. Поэтому точный расчет стоимости восстановительного ремонта может выполнить только эксперт. Информация по ценам на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов обновляется на сайте РСА раз в полгода. Поскольку цены на зап.части сильно зависят от курса доллара и евро, то с учетом экономической ситуации они могут сильно отличаться от среднерыночных, для какого-то региона сильнее, для какого-то меньше. Износ транспортного средства согласно Методике не может превышать 50 %. Очевидно, что такой вариант расчет ущерба выгоднее для владельцев машин-долгожителей. Ведь раньше, если машина допустим 1998 года выпуска, то износа на нее могли насчитать и 80 %, и 90%, а теперь – не более 50 %. Методика устанавливает две формулы для расчеты износа: одна для автомобиля, другая для шин. Для комплектующих (деталей, узлов), при неисправности которых в соответствии с ПДД РФ запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности), согласно Методике установлено нулевое значение износа, так что их стоимость должна быть полностью выплачена страховой компанией. Список таких комплектующих (деталей, узлов) насчитывает порядка 100 позиций, их можно посмотреть в Приложении 6 к Методике. Дополнительные коэффициенты, которые уменьшают общую сумму выплаты, учитывают также общее состояние авто — дефекты лакокрасочного покрытия, наличие ржавчины, следы ремонта, произведенного с нарушением технологии, и др. Бывают случаи, при которых ремонт поврежденного автомобиля невозможен либо стоимость ремонта поврежденного автомобиля равна стоимости самого автомобиля на дату наступления ДТП или даже превышает его стоимость (с учетом износа, т.е. если на 2019 г. автомобилю уже 4 года, то и берется стоимость автомобиля с аналогичным пробегом 2012 года выпуска). Тогда величина выплаты от страховой компании по ОСАГО определяется следующим образом: стоимость автомобиля пострадавшего в результате ДТП минус стоимость годных остатков автомобиля на дату ДТП. Под годными остатками понимается стоимость тех зап.частей, которые не были повреждены в ДТП и которые можно продать. Либо стоимость автомобиля по цене металлолома, если целых зап.частей практически нет или автомобиль сгорел, например. Стоимость годных остатков всегда определяет эксперт, она рассчитывается специальным образом. При этом, если раньше Законодательство допускало, что пострадавший отказывается от годных остатков поврежденного автомобиля в пользу страховой компании, и тогда страховая обязана выплатить ему полную стоимость автомобиля на дату ДТП, то теперь так нельзя. Теперь всегда рассчитывается стоимость годных остатков поврежденного автомобиля, и эта сумма вычитается из итогового размера страховой выплаты. Однако страховые компании нередко завышают стоимость годных остатков (чтобы платить меньше), и поэтому имеет смысл обратиться к экспертам для проверки расчета страховой компании. У Методики есть и иные недоработки, например, некоторые повреждения автомобиля, вроде перекоса кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А такое оборудование и специальные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В связи с этим страховой выплаты в большинстве случаев не хватает, чтобы отремонтировать автомобиль новыми комплектующими (узлами, деталями). Часто разница между размером компенсации и реальными затратами на ремонт превышает 30%. В основном это касается автомобилей иностранного производства ценового сегмента свыше 1,5 млн.руб. В отношении отечественных автомобилей и недорогих иномарок выплаты зачастую достаточно для проведения ремонта, с использованием новых зап.частей. Если же у пострадавшего есть сомнения в том, что страховая компания выплатила полную стоимость восстановительного ремонта, то следует обратиться к независимому эксперту для проверки расчета. Сейчас размер ущерба начали занижать даже те страховые компании, кто раньше этого не делал. Размер страховой выплаты по ОСАГО может, кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС). УТС – это снижение цены автомобиля, связанное с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в ДТП, будет стоить дороже, чем такой же, но поврежденный и затем восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. В результате ДТП происходит реальное снижение товарной (потребительской) стоимости автомобиля, и это реальная величина, которая подлежит возмещению. Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2019 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты. УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля. Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35%, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Дата выпуска указана в документах на автомобиль. Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании нечасто выплачивают величину УТС добровольно. Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.
- Если же у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то тут сложнее. В Свердловской области суды полагают, что при определении размера ущерба, подлежащего выплате потерпевшему страховщиком или причинителем вреда, начиная с 17 октября 2014 стоимость ремонта определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Центральным банком Российской Федерации 19 сентября 2014 года № 432-П. Такая практика полностью оформилась с начала 2019 г. Таким образом, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Методике, составляет с учетом износа больше 400 000 руб., то 400 000 руб. пострадавший предъявит страховой компании, а остальное к виновнику ДТП. Если же у виновника ДТП не было полиса ОСАГО на момент ДТП, то, соответственно, ему будет грозить выплата стоимости восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля, определенная по Единой Методике, с учетом износа. Если пострадавшее в результате ДТП транспортное средство находится на гарантии, то ущерб может быть определен и по ценам официального дилера, но такое требование суд может и не удовлетворить, поскольку, как было сказано выше, большая часть судов полагает, что ущерб определяется только по Единой Методике. Ну и конечно, при предъявлении требований к виновнику ДТП владелец поврежденного автомобиля также может рассчитывать на выплату суммы УТС.

Достаточно ли расчета официального дилера для взыскания ущерба?
Если ущерб взыскивается со страховой компании, то стоимость восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП автомобиля определяется только в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной ЦБ РФ 19 сентября 2014 года № 432-П (см. документ ). Расчет официального дилера при взыскании ущерба со страховой компании не будет принят судом.
Если же ущерб взыскивается с виновника ДТП, то есть с физического лица, то стоимость восстановительного ремонта определяется с учетом износа, который может рассчитать только дипломированный эксперт-техник, дилер же такой расчет составить не может.
Кроме того, необходимо документальное подтверждение (сервисная книжка с отметками о прохождении ТО, информация о сроках гарантии), что машина находится на гарантии, и расчет именно поэтому произведен по ценам официального дилера. Поэтому одного расчета официального дилера для взыскания ущерба недостаточно.
Что такое суммарная стоимость ремонта?
В случае повреждения имущества потерпевшего (чаще всего, поврежден автомобиль) стоимость ремонта суммарная определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества (автомобиля) в состояние, в котором оно находилось до момента ДТП. К таким расходам относятся расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом.
Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при ремонте. При этом износ не может превышать 50 % стоимости комплектующих.
Размер расходов также определяется в порядке, установленном Банком России, а именно по утвержденной ЦБ РФ Единой Методике. Для определения стоимости ремонта регионы России разделили на 13 отдельных зон, у каждой из которых — свои цены на зап.части, нормочас работ и расходные материалы. Цены на заменяемые запчасти, цена нормочаса работ и стоимость расходных материалов определяются согласно сведениям о средней стоимости запасных частей транспортного средства, о стоимости нормочаса работ и расходных материалов, которые находятся на сайте РСА ).
Стоимость ремонта суммарная и размер страховой выплаты по ОСАГО немного отличаются между собой. Стоимость ремонта суммарная подразумевает стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие.
Размер же страховой выплаты по ОСАГО может кроме стоимости восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа на заменяемые зап.части, узлы, комплектующие, включать в себя еще и утрату товарной стоимости (УТС).
УТС – это снижение цены автомобиля, связанное с его ремонтом после ДТП. Автомобиль, никогда не бывавший в ДТП, будет стоить дороже, чем такой же, но поврежденный и затем восстановленный. Это связано с тем, что вследствие замены отдельных частей или узлов автомобиля ухудшаются его эксплуатационные качества, повреждается лакокрасочное покрытие, восстановленные детали также частично утрачивают прочность. В результате ДТП происходит реальное снижение товарной (потребительской) стоимости автомобиля, и это реальная величина, которая подлежит возмещению.
Чем дороже автомобиль и чем он новее, тем больше будет сумма УТС. Существует несколько методик, по которым специалисты производят ее расчет. Одна из основных методик разработана Министерством Юстиции Российской Федерации. Она считается единой для экспертов, занимающихся расчетом УТС в 2019 году, и именно ею руководствуются судебные эксперты.
УТС подлежит возмещению, если производились следующие воздействия в отношении автомобиля: замена деталей; имеется нарушение защитных покрытий; ремонт перекоса кузова; замена частей кузова; полная разборка салона, что ухудшает качество заводской сборки; замена узлов автомобиля.
Утрата товарной стоимости может рассчитываться в случае, когда на момент ДТП величина эксплуатационного износа автомобиля не превышает 35 %, либо срок эксплуатации не превышает 5 лет. Срок начала эксплуатации отсчитывается не с момента реального начала эксплуатации, а с момента выпуска автомобиля. Эта дата указана в ПТС автомобиля.
Таким образом, хотя величина УТС и не относится к стоимости восстановительного ремонта, но ее выплата по Закону Об ОСАГО в пользу собственника поврежденного автомобиля также предусмотрена. Страховые компании редко выплачивают величину УТС добровольно. Поэтому если ваш автомобиль новый (до 5 лет для автомобилей иностранного производства), и пробег не больше 200 000 км., то имеет смысл обратиться к независимому эксперту для расчета УТС. Затем взять сам расчет, квитанцию об его оплате и направить все это в страховую компанию. Скорее всего, после этого страховая выплатит вам величину УТС.

Правила проведения экспертизы расчета по РСА
Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.
ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:
- У них должно быть высшее техническое образование.
- Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
- Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
- Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
- После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА. Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.
Куда ехать после ДТП
После получения от инспектора документов о дорожно-транспортном происшествии, водитель должен в течение срока, определенного страховым договором, обратиться в офис к своему страховщику.
В офисе, после изучения всех представленных бумаг об аварии, сотрудники передадут документы к эксперту, который должен в течение 5 дней после заявления пострадавшего назначить ему дату и время проведения осмотра его транспортного средства. В отдельных случаях эксперты также проводят осмотры места ДТП.
Соответственно, в течение этого срока, автовладелец не должен самостоятельно устранять выявленные нарушения, так позднее ему за них ничего не выплатят.
Время проведения экспертизы назначается исходя из графика работы страховой компании и организации, занимающейся экспертизами. Если повреждения, полученные транспортным средством в результате столкновения, насколько сильные, что автомобилист не имеет возможности доставить авто на осмотр, то состояние машины оценивается по месту ее нахождения (как правило там, куда авто было отвезено эвакуатором после аварии).
После проведения исследования представителями страховой компании, автовладельцу будет выдано решение с конкретной суммой, подлежащей выплате для восстановления автомобиля. Если владелец соглашается с полученным решением, то в течение пары дней денежные средства перечисляются на его банковский счет, указанный в заявлении.
Как не стать жертвой обмана?
Как не стать жертвой обмана?Как правило, ответственные автовладельцы чётко следуют букве закона и вовремя приобретают «автогражданку», при этом исправно уплачивая за это премию страховой компании. Но, к сожалению, далеко не все страховщики отплачивают им тем же. Нередко автомобилисты попадают в такие ситуации, когда недобросовестные организации неправомерно отказываются от выплат по полису ОСАГО или существенно занижают их размер.
Ведь наступление страхового случая вынуждает страховщиков нести дополнительные расходы, поэтому они пытаются их снизить любыми путями.
Что нужно знать, чтобы не стать жертвой обмана нечестной компании-страховщика?
- Изучить, какие случаи отказа являются незаконными и каждый из таких случаев обжаловать в судебном порядке. Рассмотрим на примерах наиболее часто встречающиеся причины отказов, которые можно оспорить.
- Водитель, чьи действия повлекли наступление ДТП, находился за рулём чужой машины, соответственно, не был вписан в полис ОСАГО. Действительно, на первый взгляд может показаться, что страховщик не обязан платить пострадавшему, ведь договор с ним заключал не виновник, а текст договора не содержит ФИО виновника. Однако это не совсем так.
В соответствии с подпунктом д) пункта 1 статьи 14 Закона, устанавливающего правила ОСАГО, в этом случае страховщик имеет право после выплаты возмещения пострадавшей стороне требовать с виновника покрытие этих затрат.
- Виновник аварии в момент ДТП был нетрезв. Данный факт становится частой причиной отказа. Но его можно оспорить в том же порядке, какой описан в первом примере. Только действовать здесь будет подпункт б). В этом случае у страховой организации также появляется право регрессного требования к виновнику, но это не означает, что она ничего не должна пострадавшему водителю.
- Договор, который заключается при приобретении «автогражданки», содержит срок, в течение которого страхователь должен сообщить о наступлении страхового случая. Но в оговоренные сроки он это не сделал. Причина отказа при таких обстоятельствах является обоснованной. Однако есть возможность её преодолеть, предоставив подтверждение тому, что это не было сделано по уважительной причине. Например, если человек лежал в больнице, он может направить страховщику выписку из медкарты.
- Зачинщик дорожного происшествия скрылся с места аварии. Законным отказ в этом случае будет только в том случае, если личность виновного водителя нельзя установить. Если же известно, кто создал аварийную ситуацию, то страховая должна возместить ущерб.
- Страховщик лишился лицензии. Отказ по этой причине в любом случае можно преодолеть. Для этого требуется составление претензии и её направление в адрес РСА. Зачастую убытки пострадавшим в этом случае компенсирует РСА.
- Водитель, чьи действия повлекли наступление ДТП, находился за рулём чужой машины, соответственно, не был вписан в полис ОСАГО. Действительно, на первый взгляд может показаться, что страховщик не обязан платить пострадавшему, ведь договор с ним заключал не виновник, а текст договора не содержит ФИО виновника. Однако это не совсем так.
- Если получатель страховой выплаты подозревает её занижение, следует перепроверить, правильно ли учтены цены на запасные части автомобиля, которые подлежали замене. Сделать это можно, обратившись к справочнику РСА (как рассчитать ущерб по базе РСА?), отчётам экспертов, информации интернет-площадок.
- Рекомендуется поверить автомобиль на наличие скрытых повреждений. Скорее всего, страховщик на них не обратит внимание, потому что ему не выгодно увеличивать уровень страхового возмещения. Помочь с обнаружением может независимая оценочная компания.
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- http://autolegal.ru/pomoshh-pri-dtp/kak-opredelit-razmer-ushherba-posle-dtp/
- https://osago-go.com/osago/raschyot-ushherba-po-osago
- https://avtoguru.pro/strahovanie/osago/raschet-o/posle-dtp-onlajn.html
- http://preced.ru/usherb-pri-dtp.html