Мигранты это кто

 

Кто такой мигрант – это лицо, которое меняет место жительства в государстве или переезжает на постоянное место жительства в прочее государство по причине национально-правовой, экономической, политической нестабильности.

Миграция умов

«Утечка умов» с собой захватила предстоящий генофонд. После практики и стажировок за границей остается 10 процентов аспирантов и студентов. Таким образом, «утечка умов» двойной ущерб наносит. С одной стороны, чистые потери от безвозвратных отъездов оценивают в десятки миллиардов долларов, а с другой, проходит нарушение режима воспроизведения научного генофонда, чего не было никогда за все годы советской власти.

Меняет ли место жительства население РФ

Меняет ли место жительства население РФ

Как показывают статистические данные, внутренняя миграция в России тоже имеет место. Правда, она не так сильно выражена, как в странах, где отсутствует институт прописки. В основном такая миграция характеризуется переездом жителей небольших населенных пунктов в мегаполисы, где больше возможностей для трудоустройства и самореализации.

Такая миграция населения России привела к тому, что в девяностых годах в России практически исчезло около 20% деревень. Сейчас государство разрабатывает программы возрождения села, которые должны поднять престиж труда в области сельского хозяйства.

Что касается регионов, в России 2018 год не стал исключением: как и раньше, главным магнитом остаются Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. Определенный прирост наблюдается в южных районах страны, особенно в Краснодарском крае. Едут люди и в Татарстан, а вот в Сибирском Федеральном округе и на Дальнем Востоке происходит постепенный отток населения.

В чем привлекательность России

В результате проведенных исследований Российская Федерация вошла в мировую тройку лидеров в миграционном отношении. Страна принимает огромное количество иностранцев, уступая только США и Германии.


Причину этого феномена эксперты видят в том, что государство проводит грамотную миграционную политику, привлекая иностранную рабочую силу для обеспечения своих национальных и экономических интересов.

Требования к мигрантам, которые предъявляет российское законодательство, довольно мягкие по сравнению с другими странами, принимающими гостей из-за рубежа. Кроме того, большое значение имеет и географическая близость, а также (конечно, не во всех случаях) отсутствие языкового барьера.

Сколько на данный момент мигрантов в РФ

Как показывает статистика, на данный момент в РФ находится около 10 миллионов мигрантов, из которых только чуть больше половины проживают на законных основаниях. Самыми востребованными у иностранцев продолжают оставаться Москва и Санкт-Петербург, в которых можно быстро трудоустроиться.

Также благоприятными для жизни городами называют Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск. Провинциальные города эмигранты, которые живут в России, не слишком жалуют.

Яма на яме

То, что Россия вплотную подошла к демографической яме, обсуждают на протяжении последних нескольких лет достаточно активно. Но для нашей страны, как ни странно, такое явление возникает не впервые – провалы рождаемости наблюдались на протяжении всего XX века. Хотя еще каких-то 100 лет назад российских женщин считали чуть ли не рекордсменками по рождаемости – в крестьянских семьях не в диковинку вовсе было иметь по 5-6 детей. Но потом последовали революции, голод, гражданские и мировые войны, политические репрессии и т.д. Последним из таких событий стал распад Советского Союза, в результате которого вначале 90-х население было растеряно и не понимало, что ждет страну дальше. Куда там рожать в этот период детей, там и себя-то прокормить было нечем. А ведь для поддержания демографического равновесия мало даже одного ребенка в семье – чтоб избежать ямы, нужно было «производить» по 2-3 ребенка.

В итоге «дно» было нащупано в 1999 году, когда россиянки родили меньше всего детей за всю современную историю. В правительстве тех времен были уверены, что негативные демографические тенденции компенсируются за счет вернувшихся на родину русских. И ради справедливости отметим, что многие таки вернулись – до начала 00-х в Россию приехало около 8 млн человек, которых, однако, было недостаточно для компенсации снижения рождаемости 90-х. Потом, правда, многие из «возвращенцев» вернулись обратно, на вторую родину – достижения в вопросах демократии и повышения благосостояния населения их не порадовали.

После нулевых, власть решилась на отчаянные меры – материальное стимулирование рождаемости. Тут тебе и разовые выплаты при рождении ребенка, и материнский капитал, за счет которого можно попытаться решить жилищный вопрос, и много других возможных региональных программ. Но рожать никто не спешит – за потерянные 20 лет у молодых семей изменились представления о семейном быту. Теперь мало кто заводит семьи лишь для воспроизводства и решения демографических проблем страны. Теперь семьи, это и свое собственное гнездо – комнаты в общежитии уже давно недостаточно даже студентам. Теперь семьи, это собственный автомобиль и ежегодный отдых хотя бы в Турции или Египте. Детей оставляют «на потом», пока молодые, будущим папам и мамам не до них.

Миграция в России

Царская Россия вплоть до ХХ в. увеличила собственные границы при помощи военных завоеваний или добровольных присоединений соседних территорий Центральной Азии, Сибири, Прибалтики и Кавказа. Вместе инициировалось добровольное или принудительное переселение жителей центральных районов, в особенности украинцев и русских (часть которых возвращалась позднее). В начале ХХ столетия ввиду голода, политической и военной напряженности и еврейских погромов состоялся первый заметный отток русских граждан за границу.

Участие в Первой мировой войне России, приближение армий соперника породили потоки беженцев, которые направлялись как вглубь страны, так и за ее пределы. Потоки усилились после Октябрьской революции, в течение гражданской войны и зарубежной интервенции. Победа Красной Армии, радикальные экономически-социальные преобразования в Советской России вынудили бежать за границу больше 2 миллионов человек, которых называют обычно «белой эмиграцией».

Гибель на фронтах людей, увеличившаяся смертность от голода и эпидемий, резкое уменьшение рождаемости и отток населения за границу вызвали к уменьшению численности русских граждан: с 169,0 миллиона человек в 1913 г. до 147,0 миллиона в 1926 г. (в границах СССР, т. е. без некоторых западных территорий) или на 22,4 миллиона человек.

В дальнейшие годы проходили главным образом внутренние миграции, которые диктовались интересами народного хозяйства и несбалансированностью трудовых ресурсов в регионах. Помимо этого, было очевидно частичное возвращение белоэмигрантов и прекращение эмиграции полностью. В период меж двумя мировыми войнами были восстановлены полностью традиционные темпы воспроизводства населения. Количество граждан СССР в 1939 г. достигла 190,7 млн. человек, то есть увеличилась, в сравнении с 1926 г., на 43,7 миллиона человек.

В годы Великой Отечественной войны в стране была еще более драматичная ситуация, нежеди в 1914-1922 гг. Войска фашистской Германии оккупировали большую часть европейской территории Советского Союза. Приближение фронта вызвало не только планомерную эвакуацию трудовых ресурсов и заводов, но и массовое бегство населения в восточные районы Советского Союза. Количество вынужденных переселенцев достигла 20-25 миллионов человек. Фашистская армия с захваченных территорий угнала насильственным образом приблизительно 6 миллионов человек для работы в Германии, которых подвергали нещадной эксплуатации. Только после разгрома фашистского агрессора в места для постоянного проживания возвратились беженцы и больше 5 миллионов угнанных советских граждан (которые остались в странах Запада длительное время считались перемещенными лицами).

Помимо этого, в данные годы насильственной депортации подвергли большинство малочисленных народов, которые представляли якобы стратегическую опасность для государства. Переселение включало в себя крымских татар, некоторые народы Кавказа, корейцев Дальнего Востока и немцев Поволжья, которых расселили в Восточной Сибири и Центральной Азии. Только постепенно прошло восстановление темпов воспроизводства населения и народного хозяйства: число граждан СССР возросло с 208,8 миллионов человек в 1959 г. до 286,7 миллионов в 1989 г. или на 77,9 миллиона человек (в РСФСР соответственно со 117,5 миллионов до 147,4 миллионов или на 29,9 миллионов человек).

Перестройка, которая началась в 1985 г., подорвала дружбу советских народов и вызвала нескончаемые социально-экономических и межнациональных катаклизмов. Их перечень открыл этнополитический конфликт в Казахстане, потом вспыхнула война в Нагорном Карабахе, состоялись военные столкновения в Грузии, Таджикистане, Молдавии. В течение 1985-1989-х гг. с территорий, которые охвачены региональными и этнополитическими конфликтами, сбежало не меньше 5 миллионов человек. С данного времени в стране преобладают вынужденные миграции.

В Беловежской пуще в декабре 1990 г. три руководителя славянских республик заключили договор о роспуске Советского Союза, что стало главной причиной межнациональных проблем, деградации и пограничных споров. За границами собственных новосуверенных республик было 30 миллионов человек, включая 25 миллионов русских. Впервые в собственной истории русские стали разделенной нацией. Для десятков миллионов прошлых советских граждан появился вопрос о переселении на собственную малую родину, и внутренние миграции стали межстрановыми.

Для большинства граждан, которые оказались не по своей воле в другой стране, побуждающей причиной миграции в Россию являлась волна русофобии и национализма. Для русских в Прибалтике создали обстановку, близкую к геноциду. В центрально-азиатских республиках подъем ислама и национализма часто сопровождался насильственным выселением граждан нетитульных наций, главным образом русскоязычных. В Грузии и Азербайджане давление на русских стало больше преимущественно при обострении внутриреспубликанских конфликтов. Две чеченские войны вначале вызвали практически полный уход русских и граждан прочих национальностей, а потом и к массовому бегству местных жителей. Они все почти стали беженцами, однако по экономическим причинам их называют вынужденными переселенцами. Их малая часть выехала за границу.

Экономические факторы

Вместе с военно-политическими причинами миграции особенную роль играли экономические факторы. Глубокий и небывалый и по длительности кризис русского хозяйства, разрыв одного экономического пространства с прошлыми советскими республиками вызвали за 10 лет демократических реформ к уменьшению ВНП России больше, нежели на половину (то есть практически в два раза больше, нежели в годы Великой Отечественной войны). В итоге свертывания производства, включая высокотехнологичного, появился излишек рабочей силы, который достиг 10% активного экономически населения (а учитывая незарегистрированных безработных — в 2 раза более). В поисках средств существования одни малообеспеченные или безработные (даже малую зарплату невозможно вовремя получить) шли в криминальные структуры, прочие — переезжали в благополучные районы, третьи — уезжали за границу.

Неустроенность жизни в России, стремление больше заработать стимулировали эмиграцию, в первую очередь мужчин самых трудоспособных возрастов. Практически миллион молодых людей каждый год отправляется чтобы найти работу (обычно, без контрактов) в страны Запада. В их числе было приблизительно 300 тысяч девушек (миграция невест), что усугубляет тяжелую и без того демографическая ситуация в России. При этом легальными, а зачастую нелегальными поставками «живого товара» занимались мафиозные группировки, работа которых, как и дельцов наркобизнеса, укоренилась постепенно не лишь на родине, но и во многих странах Америки и Европы.

Свертывание национального производства требует резкого увеличения импорта продовольственных и промышленных товаров широкого ассортимента. Из ведения государства внешняя торговля в руки частного бизнеса. В государстве большого масштаба достигла «челночная торговля», при которой многие молодые люди регулярно выезжают в Китай, арабские страны, Турцию или за товарами первой необходимости. Данного перемещения торговцев через границу государства еще не знала история русского государства.

Деструктивные реформы вызвали «утечку умов». Резкое уменьшение ассигнований на исследовательские научные работы (при норме 4 процента стоимости ВНП выделяется 0,3%) вызвало свертывание фундаментальных исследований. Преподаватели, ученые, электронщики, инженеры стали массово (по 70-80 тысяч каждый год) выезжать за границу, в основном в Израиль, США, Канаду и Францию. Специалисты в Америке получают 2000 долларов в месяц, в Индии — 350 долларов, а в России — 20 долларов.

За рубеж к 2000 г. выехало 20 процентов исследовательского персонала высшей школы и науки. Не меньшая доля интеллектуальной элиты должна перейти на доходную работу в челночной торговле, бизнесе, политике. Так, Россия потеряла свой научный потенциал, без которого невозможно остановить разрушение экономики и восстановить ее и вывести на современный уровень.

Виды миграции

  • Внутренняя
  • Внешняя
  • эмиграция на постоянное место жительства
  • Временная (возвратная)
  • долгосрочная (ООН,Россия > 6 месяцев)
  • кочевничество и паломничество
  • маятниковая
  • эпизодическая
  • приграничная/транзитная
  • вынужденная (выезд по независимым от субъекта причинам, въезд обратно под вопросом)
  • обратная (по своей инициативе или инициативе государства; например, в Израиле это — программа репатриации, также в Казахстане это — программа репатриации казахов).

Классификация миграционного движения

Классификация по формам

  • общественно организованное
  • неорганизованное

Классификация по причинам

  • экономическая
  • социальная
  • культурная
  • политическая
  • военная

Классификация по стадиям

  • принятие решений
  • территориальное перемещение
  • адаптация

См. также

  • Миграциология
  • Геногеография
  • Иммиграция населения
  • Эмиграция
  • Беженцы
  • Иммиграция во Францию
  • Гастарбайтеры в России
  • Миграционная ситуация в России
  • Трудовая миграция с Украины
  • Преступность мигрантов
  • Польский сантехник
  • Гражданское содействие
  • Международный день мигранта
  • Парижский музей иммиграции
  • Эллис (остров)

Подробнее о демографических показателях миграции населения можно узнать из статьи Демографические показатели.

Почему не вернулись соотечественники?

Почему не вернулись соотечественники?

— По официальным данным, сейчас тоже есть прирост 200-300 тыс. человек в год…

— Это результат неточного учёта. В реальности никакого миграционного прироста нет. Оптимистичную статистику въезжающим делают трудовые мигранты из стран СНГ, которые прожили здесь хотя бы 9 месяцев (раньше их не учитывали в качестве прибывших, была другая методика). А вот обратный процесс — эмиграция — учитывается далеко не полностью. Считают только тех, кто снялся с регистрационного учёта. Но многие люди уезжают на учёбу или работу за границу, оставляя в России квартиру, прописку и не стремясь порвать с родиной. Отсюда сильное расхождение нашей статистики и принимающих стран. Например, по данным Росстата, в Германию в 2013 г. уехали 3979 граждан РФ, а немецкое статведомство фиксирует 33 233 человека. В США из России официально выехали 1485 человек, а реально 9753. В Израиле та же картина — 1090 против 4094.

— Росстат фиксирует увеличение эмигрантов в дальнее зарубежье с 12 тыс. человек в 2010 г. до 57 тыс. в 2019 г. Выходит, на самом деле их ещё больше?

— Для получения реального представления о масштабах эмиграции эти цифры можно смело умножать в 3-4 раза.

— Кто уезжает и куда?


— В Европу, США, увеличился поток в Чехию, Италию, Испанию, азиатские страны и Китай. Меняется и состав эмигрантов. Потянулся средний бизнес, крупный вывозит капиталы, едут невесты и женихи, рантье вкладываются в заграничную недвижимость. Но самое тревожное — среди эмигрантов стало больше образованной молодёжи, уезжает будущее нашей страны. И основная причина этого экономическая, отсутствие высокотехнологичных рабочих мест в отраслях реальной экономики с адекватной оплатой труда. Если мы не хотим потерять целые поколения, надо создавать открытые и спокойные условия для ведения бизнеса, предлагать достойную зарплату, развивать и внедрять современные технологии, которым молодые люди сегодня обучились, а применения своим знаниям не находят. Люди должны быть уверены, что у них в родной стране есть справедливые, а не родственные социальные лифты. Очень высоки эмиграционные настроения среди студентов. Сдерживает, пожалуй, только высокая конкуренция на рынках труда в принимающих странах.

— В своё время активно рекламировалась госпрограмма «Соотечественники». Почему она не сработала? Почему народ не ломанулся из-за границы в Россию?

— Народ бы ломанулся, но ещё на стадии оформления документов многие желающие получают отказ. Нужна регистрация, а жилого фонда для этого нет. Существуют и другие препятствия. Поэтому за три первых года, с 2007 по 2009-й, по этой программе было переселено 16,3 тыс. человек, что в миграционном приросте составляет 2,2%. В Амурскую обл., Приморский и Хабаровский края (регионы приоритетного заселения) в эти годы был переселен всего 291 человек.


С 2014 г. по программе «Соотечественники» стали приезжать граждане Украины. Сейчас появился новый поток из Казахстана. А в других странах СНГ русскоязычного населения осталось совсем мало. Что касается дальнего зарубежья, то желающих вернуться оттуда немного. Небольшую статистику сделали немцы, уехавшие в своё время в Германию, но не сумевшие там найти своё место. Они возвращаются обратно в Омскую обл., Алтайский край, Поволжье. Из Латинской Америки приехали старообрядцы, поселились на Дальнем Востоке, будут заниматься сельским хозяйством. Но старообрядцев меньше сотни, и они не могут дать серьёзный миграционный прирост.

— Ждать ли нам нового наплыва трудовых мигрантов?

— Если спрос на низкоквалифицированную иностранную рабочую силу будет сохраняться, ближайшие 5 лет мигранты ещё будут к нам ехать. Впрочем, их поток уже стабилизировался и даже стал немного сокращаться. Потому что мигрантам всё меньше нравятся условия жизни и труда в России. Например, таджики уже начали находить себе применение в Казахстане и других странах, где их права не столь сильно ущемлены.

Классификация мигрантов

Разные виды миграции включают:

  • внутреннюю и внешнюю;
  • урбанизацию – миграцию из сельской местности в города, которая происходит в развивающихся странах в процессе индустриализации;
  • сезонную миграцию сельскохозяйственных рабочих и туристов;
  • паломничество и кочевничество;
  • рурализацию – миграцию из городов в сельскую местность, которая более распространена в развитых странах;
  • маятниковую;
  • долгосрочную и временную;
  • транзитную или приграничную.

Классификация по формам:

  • неорганизованное;
  • общественно организованное.

Классификация по причинам:

  • военная;
  • социальная;
  • экономическая;
  • политическая;
  • культурная.

Классификация по стадиям:

  • адаптация;
  • территориальное перемещение;
  • принятие решений.

Основания для иммиграции в Россию

Иммиграция иностранцев в Россию возможна по нескольким основаниям:

  • Участие в государственной программе переселения. Она была разработана для эмигрантов, которые проживают за рубежом, но хотят вернуться. Кроме того, ей могут воспользоваться граждане других стран, родившихся в СССР.
  • Получение статуса беженца. Претендовать на него могут те, кто подвергается гонениям у себя на родине.
  • Ускоренное получение российского гражданства. Такие привилегии даются близким родственникам граждан РФ. Однако послабления касаются только срока проживания в стране: претенденты на гражданство должны быть законопослушными, иметь средства к существованию и соответствовать всем другим требованиям.
  • Оформление гражданства по стандартной форме через пять лет после постоянного проживания в Российской Федерации.
  • Получение временного убежища.

Если иностранец не имеет права на получение российского гражданства и на участие в специальной программе переселения, разработанной государством, остается эмиграция в обычном порядке. Такая легализация состоит из нескольких этапов: оформление разрешения на временное проживание, потом ВНЖ, наконец, финальным этапом будет получение гражданства.

Оформление РВП можно начать еще в стране, где будущий житель России постоянно проживает. Для этого необходимо обратиться в Консульство РФ. Второй вариант – получение документа уже после приезда в Россию; в этом случае заявление подается через территориальные органы Управления по вопросам миграции (ранее эти функции исполняла ФМС).

Поскольку российские миграционные власти строго следят за соблюдением иностранцами режима пребывания, нужно сохранить миграционную карту, которая выдается во время въезда в страну, а также встать на миграционный учет в течение семи рабочих дней после прибытия. Исключение сделано для граждан Украины, которым разрешено находиться без регистрации до трех месяцев, а гражданам Казахстана, Беларуси и Армении – до месяца.

Нередко живущие в России эмигранты не претендуют на получение гражданства, оформляя только ВНЖ. Оно позволяет иностранцам оставаться подданными своих стран, но пользоваться почти всеми правами и гарантиями, что и российские граждане.

Социальные факторы миграции

Падение жизненного уровня населения, потеря уверенности в завтра, эмиграция и внутристрановые вынужденные переселения не могли не отобразиться на темпах воспроизведения населения. С 1989 г. стартовало нарастающее уменьшение уровня рождаемости, увеличение смертности и уменьшение длительности жизни. Состоялось уменьшение количества населения, невзирая на приток 6-8 миллионов иммигрантов из соседних стран. Хотя правительство не пожелало проводить очередную перепись населения в 1999 г., можно полагать, что количество россиян уменьшилось со 147,4 миллионов человек в 1989 г. до 145,0 миллионов в 2000 г., т. е. на 2,4 миллионов человек. При сохранении теперешних тенденций воспроизводения количество россиян составит в 2010 г. 140 миллионов, а в 2050 г. — около 100 миллионов. Цифры могут быть еще меньшими, ибо из России, как деградирующей страны, возрастет неизбежно эмиграция.

Нельзя не заметить, что при наличии большой безработицы Россия импортирует рабочую силу. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке трудоустроилось 1,5 миллионов китайцев (из которых зарегистрировано только 230 тысяч). Постоянно изменяется количество турецких рабочих (30 — 70 тысяч человек), которые с одной стройки переходят на другую. На временных работах занимается несколько миллионов азербайджанцев, украинцев, молдаван и прочих граждан бывшего СССР.

Помимо этого, через прозрачные границы России проникает постоянно поток мигрантов из африканских и азиатских государств. Они задерживаются в ожидании визы в страны Запада или квоты в России. Это обстоятельство заставляет их искать любую работу и жилье. В особенности в тяжелом положении оказываются нелегальные иммигранты, количество которых 700 тысяч — 1,5 миллиона человек.

Миграции населения проводятся с древних времен, но во второй половине ХХ столетия они стали крупномасштабными. В зону бедствия и Россия попала, которая, потеряв свое население, за рубеж отправляет миллионы собственных граждан, в том числе высококвалифицированные кадры. Почти во всех случаях от миграций трудовых ресурсов могут выиграть страны-реципиенты, и остаются в ущербе страны-доноры.

Мы коротко рассмотрели мигранта: статистику, терминологию и классификацию . Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Сразу после публикации доклад, авторами которого являются известные и уважаемые специалисты, привлек внимание СМИ, поскольку в нем поднимаются актуальные вопросы в сфере миграции, ее влиянии на жизнь россиян и намечаются основные направления развития миграционной политики. Предоставляем нашим читателям возможность познакомиться не только с откликами на предложения, прозвучавшие в докладе (некоторые из них уже размещены на сайте),  но  самим изучить доклад и сделать самостоятельные выводы.

Администрация сайта

Читать доклад здесь

О докладе

Центр стратегических разработок (ЦСР) публикует доклад «Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения», подготовленный направлением «Человеческий капитал». Цель доклада — представить существующую миграционную ситуацию в России, дать оценку происходящему и наметить основные направления развития миграционной политики. Помимо оценки ситуации, авторами предлагают пути решения проблемных вопросов с учетом экономического и политического состояния государства, а также ограничений для системы управления социальными процессами.

В докладе анализируются основные тенденции в области временной трудовой миграции, долгосрочной миграции, миграции высококвалифицированных специалистов, а также студенческой миграции. Оценивая сегодняшние миграционные процессы по всем этим направлениям, авторы приходят к выводам, что, при сохранении текущих экономических условий для основных нынешних доноров (стран СНГ), привлекательность российского рынка труда будет постепенно снижаться, следствием чего станет количественное сокращение присутствия временных трудовых мигрантов. В соответствии с прогнозными сценариями, разрабатываемыми Росстатом, после 2024 г. население России (согласно среднему сценарию) возобновит убыль. Реализация целей миграционной и демографической политики потребует дополнительных мер по привлечению мигрантов.

В инерционном сценарии ориентация миграционной политики на привлечение соотечественников и мигрантов из стран, близких в этнокультурном отношении, исчерпает себя к середине 2020-х гг. Если же в России будут созданы каналы иммиграции, обеспечивающие приток тех, кто не близок нам в этнокультурном плане, но готов к интеграции в принимающий социум, и чьи профессионально-квалификационные навыки будут востребованы экономикой, можно будет увеличить миграционный прирост до 400-500 тыс. человек в год и при этом избежать социальной напряженности.

По инерционному сценарию, внутристрановая пространственная мобильность будет находиться на нынешнем уровне, временные формы миграции могут сократиться ввиду затяжного экономического кризиса и стагнации. Миграционная убыль населения восточных регионов может сократиться или сойти на нет вследствие исчерпания потенциала миграции, но контрасты в расселении будут постепенно нарастать.

При активной популяризации российского образования в странах СНГ, а также в Азии и Африке сохранится существующий сегодня (около 200 тыс. студентов очного отделения) приток. Однако в период после 2025 года можно прогнозировать снижение числа студентов из стран СНГ, прежде всего из-за уменьшения количества русскоговорящих абитуриентов.

В существующих условиях возможно снижение интереса со стороны иностранных специалистов к вхождению на российский рынок труда. Падение курса рубля и уменьшение числа внешнеэкономических связей России выталкивают уже работающих специалистов и не привлекают новых.

Авторы доклада выделяют несколько важных недостатков в существующей системе миграционной политики России, которые необходимо исправить в ближайшие годы.

Во-первых, это отсутствие последовательности в проведении миграционной политики. В ближайшей перспективе необходимо сформулировать ее цели и четко следовать им на всех этапах формирования миграционного законодательства и в сфере правоприменения, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру.

Во-вторых, отсутствие четкой системы дифференцированного отбора мигрантов. Наряду с недостаточно проработанной программой привлечения высококвалифицированных специалистов практически полностью отсутствует программа привлечения квалифицированных специалистов, обладающих дефицитными на российском рынке труда компетенциями. При этом следует учитывать, что сложность решения данных проблем связана не только с отсутствием и неразвитостью механизма привлечения потенциальных работников, но и с низкой миграционной привлекательностью России, особенно за пределами постсоветского пространства.

В-третьих, это отсутствие гибкого и прозрачного механизма получения вида на жительство и гражданства. У мигранта практически нет выбора стратегии пребывания в России – от краткосрочной до долгосрочной. Вид на жительство как самостоятельная категория не используется, а служит лишь как ступень к получению гражданства.

В-четвертых, отсутствие политики интеграции в России, начиная от концептуальных основ и заканчивая практически отсутствием институтов интеграции. Отказ от подобной политики в ближайшем будущем приведет к нарастанию ощущения «угрозы» со стороны «чужих» и возможному возникновению межэтнических конфликтов. Необходима разработка интеграционных программ, направленных на разные группы мигрантов: тех, кто намерен остаться в России, детей мигрантов, – а также на принимающее общество и работу со СМИ.

Источник

СМИ о докладе:

Из каких стран едут мигранты

В результате определенного экономического роста, который происходил в РФ в 2000 годах, в страну прибыло немало мигрантов из государств, которые входили в состав СССР. Многие из них не имеют образования и практически не знают язык, чем пользуются недобросовестные работодатели, занижая работникам зарплату и нарушая трудовой кодекс.

Сейчас доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80%, из них около половины – выходцы из Азии. Преимущественно это мужчины трудоспособного возраста, которые отправляют большую часть заработка семьям, оставшимся на родине.


Большое количество мигрантов прибывает из Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Молдовы. Некоторые эмигранты, живущие в России постоянно, приехали из Украины и Беларуси. Что касается жителей дальнего зарубежья, наибольший процент приехавших составляют граждане Китая, Вьетнама, Афганистана.

Потоки тают

Украинцы до недавних пор были одними из самых массовых трудовых мигрантов России, на них приходилось около 60% всей рабочей силы, приезжающей в нашу страну. Сегодня поток трудовых мигрантов из Украины тает, на что есть множество причин. Во-первых, кто хотел, тот уже давно приехал – сказывается нагнетаемая внутри страны антироссийская истерия. Во-вторых, на заработках мигрантов существенно отразилось падение рубля и стремительно взлетевшие цены. В-третьих, Украине дали «безвиз» в Европу. И хоть данный режим не дает украинцам права на работу в ЕС, многие пренебрегут подобного рода запретами и все же поедут на нелегальные заработки. Или, по крайней мере, воспользуются режимом для поиска официального работодателя, что также достаточно широко распространено. А там, между прочим, куда более высокие зарплаты, чем в РФ, да и соцобеспечение присутствует. В России же, максимум, на что могут надеяться мигранты – нелегальная работа и сравнительно невысокая зарплата.

Падает количество рабсилы и из других стран, но темпы снижения потоков куда менее стремительные. И тут, вполне логично, что действуют совершенно другие причины. Сказывается жесткая миграционная политика российского правительства по отношению к соседям. Раньше ее вполне можно было оправдать: граждане близлежащих стран выстраивались в очередь, лишь бы попасть на работу в Россию, поскольку на родине кроме безработицы и нищеты их ничего не ждало. Но экономика стран-соседей постепенно восстановилась, появилась потребность во внутренней рабочей силе и как итог, мигранты стали куда более привередливыми.

Теперь, чтоб привлечь внешнюю рабочую силу, мигрантам нужно пообещать не только более-менее стабильный доход и койку в подсобке. Теперь им нужна белая зарплата, возможность переехать вместе с семьей, шанс на легализацию и прочие «плюшки», доступные, в лучшем случае, лишь высококвалифицированным экспатам. Но даже при наличии всего этого, многих трудовых мигрантов откровенно настораживает угроза негативных взаимоотношений между «понаехавшими» и коренными россиянами. Но при всем этом, дабы быть объективным, нужно откровенно признать, что мигранты сами часто провоцируют подобного рода конфликты, игнорируя местные культурные и бытовые традиции и обычаи. А ведь без этого интегрироваться невозможно ни в одно общество.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://biznes-prost.ru/migrant.html
  • https://imigrant.online/migratsiya-v-rf/migratsionnyj-uchyot/kto-takie-migranty-v-rossii.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1035558
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий