Публичный сервитут на земельный участок вызывает недопонимание со стороны простых граждан. Не каждый сможет объяснить суть данного понятия, воспользоваться им или опротестовать. Что подразумевается под публичным сервитутом, а также о правилах его введения, предлагаем поговорить в нашей статье. Публичный сервитут – что. Установка публичного сервитута: определение, каким правовым документом регулируется, алгоритм установки, перечень документов, кто имеет право и кем устанавливается, организация общественных слушаний, сроки установки и стоимость.
Содержание
- Границы зон действия публичного сервитута
- Сроки и стоимость установки публичного сервитута
- Особенности публичной формы
- Порядок установления ограничений
- Цели установления
- Общественные слушания
- Плата за обременение
- На каких основаниях может быть установлен?
- Публичный сервитут – что это такое
- Этапы установки публичного сервитута
- Виды общественного обременения
- Прекращение публичного сервитута
- Основания для возникновения
- Порядок установления
- Прекращение действия ограничений
- Перечень документов
- Кто имеет право и кем устанавливается
- Что это такое?
- Что надо знать о межевании земельных участков?
- Границы зон действия публичных сервитутов
- Оплата публичного сервитута
- Возможна ли продажа участка после наложения сервитута
- Ошибочная кадастровая запись
- Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок
- Вопросы и ответы
Границы зон действия публичного сервитута
Граница зоны действия публичного сервитута — это установление пределов участка, на территории которых действует обременение.Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.
Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.
Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:
- Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
- Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.
В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.
При заключении сделки купли-продажи собственники часто интересуются, как узнать кадастровую стоимость квартиры.Что такое отказ от преимущественного права покупки сельхозземель, вы можете узнать в нашей статье.
Что лучше: подарить земельный участок или продать его? Все преимущества и недостатки каждой сделки описаны здесь.
Сроки и стоимость установки публичного сервитута
Установка сервитута – долгосрочная процедура, она может занимать до полугода. Сроки должны соответствовать административному регламенту, который действует в регионе. Временные затраты включают:
- до 30 дней на рассмотрение заявления, поступившего от инициативной группы.
- от 10 дней до месяца на организацию общественных слушаний, оповещение заинтересованных лиц о месте и времени их проведения;
- до 30 дней на проведение межевых работ и составление кадастрового плана обременяемой части участка земли;
- до 7-14 дней на регистрацию сервитута в реестре.
Стоимость установки публичного сервитута состоит из:
- затрат на проведение межевых работ – 15-40 тыс.р.;
- затрат на организацию общественных слушаний;
- затрат на оплату госпошлины за регистрацию обременения в Росреестре в размере 1500 р.;
- компенсации издержек собственнику земельного участка за установку сервитута – они рассчитываются с учетом размера упущенной выгоды собственника, площади действия сервитута, кадастровой стоимости участка земли. Стороны могут договориться о выплате единовременной или ежемесячной компенсации.
Особенности публичной формы
Как уже отмечалось, для такого вида сервитута характерно участие в нём органов местного самоуправления, или иных органов государственной власти.
Это не единственное отличие его от частного сервитута. Если последний может быть заключён с обоюдного согласия обеих сторон, то публичный сервитут устанавливается после проведения публичных слушаний на основании государственного правового акта, либо аналогичного документа субъекта РФ, либо актом органов местного самоуправления.
Налагается такое обременение для:
- Обеспечения проезда, или прохода через земельный участок.
- Обеспечения производства необходимых работ по прокладке, ремонту или обслуживанию каких-либо коммуникационных сетей.
- Обеспечения забора воды, или водопоя сельскохозяйственных животных.
- Прогона скота на водопой, пастбище и обратно.
- Обеспечения проведения дренажных работ.
- Обеспечения проезда к сенокосным угодьям в определённые периоды времени.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии находящегося на участке естественного водоёма. А так же обеспечения возможности ловли там рыбы и охоты, или для сбора грибов и ягод в имеющихся на участке лесных угодьях.
Владелец имеет право потребовать от органов, установивших такое обременение, изъять или выкупить у него данный участок и возместить все понесённые убытки.
Кроме того, Земельным кодексом РФ предусмотрено предоставление собственнику участка с сервитутным публичным обременением права требовать от тех, в пользу кого было составлено такое обременение, разумной платы за пользование его участком. Такая оплата может быть истребована и с органов власти установивших сервитут.
Порядок установления ограничений
Публичный сервитут на земельный участок устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного муниципального органа. Для того чтобы такое ограничение было установлен, нужно выполнить следующие условия:
- Должно быть подано заявление об установлении такого обременения в органы власти, которые правомочны решить этот вопрос.
- Далее следует рассмотрение заявления властными структурами.
- После рассмотрения заявления наступает черёд организации публичных слушаний для выяснения общественного мнения по такому вопросу.
- Лишь после этого органами власти выносится решение о наложении сервитута.
- Заключительным этапом будет обязательная государственная регистрация.
Заявление может быть подано юридическим, или физическим лицом, а так же группой граждан от лица местного населения.
В этом заявлении должен быть подробно описан земельный участок, приведены все необходимые данные о его собственнике, грамотно обоснована необходимость наложения обременения и указаны сроки его действия.Поданное заявление рассматривается властными структурами. Чаще всего этим занимаются местные органы самоуправления населённым пунктом или сельским поселением.
На слушания должны быть приглашены все заинтересованные лица, включая собственника участка земли, на который предполагается наложить сервитутное обременение.
В процессе слушания обязательно должен вестись протокол и должен быть составлен поимённый список всех, кто присутствовал на этом мероприятии.
В протоколе должны быть отмечены все пожелания, мнения и претензии участников слушаний.
На основании результатов общественных слушаний властными органами выносится решение в виде нормативного правового акта об установлении публичного сервитута на земельный участок. В нём скрупулёзно отмечаются границы обременяемого участка, указывается его номер кадастрового учёта, даются необходимые сведения о владельце этого участка.
Законную силу сервитут обретёт лишь после обязательной государственной регистрации и присвоении этому акту номера в Едином Государственном Реестре.Если собственник участка считает, что его права нарушены, то он может подать исковое заявление в Арбитражный суд.
Цели установления

Далеко не всегда публичный сервитут может быть установлен. Для каких целей не может устанавливаться публичный сервитут? Причинами для этого могут стать следующие ограничения:
- обременение надела при его нахождении в зоне земли, используемой для строительства объектов, необходимых для безопасности государства;
- при строительстве на данной территории энергетических объектов, применимых для нужд населения или предприятий;
- если участок используется для утилизации промышленных и бытовых отходов;
- применение права обременения надела для возведения постоянно функционирующего предприятия.
Несмотря на то, что результаты общественных слушаний имеют преимущественно рекомендательный характер, только с при их наличии и с их учетом может проводиться установление публичного сервитута.
Общественные слушания
Общественные слушания являются обязательным этапом для установки публичного сервитута. Они требуются, чтобы все заинтересованные стороны могли выразить свое мнение и было принято оптимальное решение. Участниками общественных слушаний могут стать:
- местные жители;
- представители компаний, работающих на данной территории;
- собственник участка земли, в отношении которого устанавливается обременение, его арендатор или субъект постоянного землепользования;
- представители госвласти.
По итогам проведения слушаний составляется протокол, в котором отображаются результаты голосования по важнейшим вопросам, вынесенным на повестку дня.
Плата за обременение
Законодательно оплата за использование сервитута не числится обязательной. Однако, владелец надела имеет право потребовать компенсацию, если вследствие сервитута для него создаются существенные ограничения в пользовании землей. Величина оплаты устанавливается только в результате согласования с администрацией сельского поселения или города.
При этом нет конкретного определения существенным ограничениям в эксплуатации участка. Плюс данное понятие может затрагивать как сторону владельца участка, так и в сторону лиц, использующих сервитут. Поэтому хозяину надела желательно сразу установить положительные отношения как с администрацией, так и с остальным населением. В дальнейшем это больше поспособствует получению желаемой компенсации.
На каких основаниях может быть установлен?
Данное право ограниченной эксплуатации участка обычно диктуется муниципальными требованиями. Основанием может выступать прошение, переданное главе администрации субъекта РФ. В заявлении отражается необходимость использования конкретного участка с приведением фактов, подкрепляющих данную потребность.
Появление публичного сервитута может иметь место строго на законных основаниях. При его установлении учитываются нормативные правовые акты как государственного, так и местного уровня. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов публичных случаев, где выясняются цели, для которых планируется эксплуатировать участок. Наиболее распространенными являются:
- проход или проезд (о сервитуте на проход и проезд к участку читайте тут);
- выпас или прогон животных;
- осуществление дренажных работ;
- геологоразведочные изыскания, планируемые на конкретном куске земли;
- размещение на территории надела геодезических и межевых знаков;
- для проведения сенокоса, ловли рыбы или охоты;
- проведения инженерных, коммунальных, электротехнических и иных действий.
Примеры
Публичный сервитут представляют следующие примеры:
- Разрешение людям пользоваться государственными лесами, для того чтобы собирать грибы, ягоды и так далее.
- Разрешение пользование прибрежной полосой, например, для купания или рыбалки.
- Возможность пользоваться государственной землей для выпаса скота.
Публичный сервитут – что это такое
Под публичным сервитутом понимается введение ограничений для владельца участка, относительно его использования в пользу третьих лиц. В их роли могут выступать муниципальные службы, заинтересованные граждане и частные компании.
Порядок наложения сервитута прописан в Гражданском кодексе РФ. По своей сути, он является некой формой обременения, накладываемой на определенную часть участка. Его введение возможно с целью обеспечения доступа к коммуникациям, другим участкам, проведения ремонтно-строительных работ и прочего.
Сервитут подразделяется на два вида:
- Простой. Заключается между частными лицами.
- Публичный. Одна из сторон представляет интересы государства или частной компании.
Публичный сервитут отличается от простого кардинально. Он может быть установлен принудительно, по результатам проведенных публичных слушаний и вынесения соответствующего приказа.
Публичный сервитут вводится для:
- Прогона скота на пастбище или водопой.
- Прохода техники к сельскохозяйственным угодьям.
- Проезда муниципальной техники к коммуникациям.
- Проведения работ по прокладке и обслуживанию линий электроснабжения или коммуникационных сетей.
- Обеспечения свободного доступа к береговой линии.
- Проведения дренажных работ.
Публичный сервитут не дает права изъятия земли из собственности. Он носит временный характер. После проведения работ и обеспечения всех целей наложения, владелец участка вправе подать на снятие обременения. Собственник также может потребовать у муниципалитета или частного предприятия выкупить часть земли.
Действующее законодательство направлено на защиту прав собственников земельных участков. В связи с этим, если владения не могут быть использованы по назначению из-за введения сервитута, не исключена выплата материальной компенсации.
Этапы установки публичного сервитута

В процессе установки публичного сервитута требуется прохождение следующих этапов:
- Подача заинтересованными лицами заявления об установке сервитута и его рассмотрение местными властями.
- Назначение общественных слушаний и их проведение.
- Принятие окончательного решения по результатам общественных слушаний.
- Вынесение органами государственной или муниципальной власти постановления или акта об установке публичного сервитута. Решение должно содержать указание на объект недвижимости, его местонахождение, кадастровый номер участка (он обязательно должен быть отмежеван), ФИО собственника, содержание сервитута и срок его действия.
- Государственная регистрация обременения в ЕГРН. Публичный сервитут вступает в силу только после его регистрации в реестре недвижимости. За регистрационные действия в России отвечает Росреестр. Информация о наличии обременения в виде публичного сервитута доступна всем желающим.
Согласно действующим рекомендациям, провести госрегистрацию обязано лицо, в отношении которого вынесен соответствующий акт органов МО. В данном случае это собственник обременяемого участка.
Сервитут прекращает свое действие в следующих случаях:
- При истечении срока действия сервитута, указанного в акте или постановлении.
- При устранении причины его наложения (например, была построена объездная дорога).
- Если собственнику земельного участка удалось обжаловать наложение сервитута в судебном порядке.
Снятие обременения также подлежит обязательной регистрации в Росреестре, за исключением случаев, когда дата прекращения сервитута содержится в законодательном акте. Тогда оно снимается автоматически.
Виды общественного обременения
Виды публичного сервитута, подобно частному аналогу, классифицируются по периодам действия соглашения. Определяют постоянный и срочный типы упомянутого права (о разнице между постоянным и срочным сервитутом читайте тут).
Для первого сроки действия не устанавливаются и не прописываются в тексте соглашения. У другого, наоборот, существуют конкретные сроки, в течение которых действует право ограниченной эксплуатации участка.
Также определяется возмездное и безвозмездное основание для сервитута. В случае безвозмездного публичного сервитута хозяину участка не предоставляются никакие компенсации, даже когда применение права ограниченной эксплуатации земли приносит ущерб или сильно ограничивает пользование участком со стороны самого владельца.
Если же имеет место возмездного сервитута, хозяин будет получать определенные компенсации от государственных органов.Предлагаем узнать и про другие виды сервитутов, кроме публичного, например, про личный и городской.Прекращение публичного сервитута
Существует два основания для снятия ограничения с земельного участка:
- Причина, по которой он был наложен, полностью устранена.
- Срок действия обременения закончился.
В акте, составляемом после проведения публичного слушания, может быть назначена дата прекращения сервитута. Не исключено досрочное прекращение его действия по решению суда.
Прекращение действия публичного сервитута также должно быть зарегистрировано на государственном уровне. Проведение слушаний здесь не потребуется. Достаточно лишь посетить отделение Росреестра.
Основания для возникновения
Для распоряжения участком собственника требуются веские аргументы, польза которых превышает допустимый ущерб собственнику. Соответственно, инициатива может происходить:
- от уполномоченного должностного лица;
- группы граждан населённого пункта;
- от представителя органа власти.
Она допустима при условии возникновения потребности занять территорию собственника, если иным путём решить вопрос невозможно. Субъект, проявивший инициативу, обращается с письменным запросом, составленным в виде заявления, и обосновывает причины использования ЗУ.
Т.е. право публичного сервитута возникает на следующих основаниях:
- Проведение строительных работ на смежном участке, если требуется использовать смежные земли для провоза строительных материалов и техники.
- Установление по ходу движения, инженерных (инфраструктурных) коммуникаций и иных линейных объектов по выделенному участку.
- Установление геодезических (межевых) указателей.
- Проведение на почвах ЗУ дренажных работ.
- На землях сельскохозяйственного назначения – для сенокоса, выпаса скота или его прогона по месту расположения ЗУ.
- Проведения геологоразведочных и иных изыскательских работ.
- Проведение дорог, тротуаров и т.п.
Главным основанием является потребность граждан, живущих в населённом пункте или работы, проводимые федеральными и муниципальными предприятиями, санкционированные исполкомами.
Порядок установления
Законодательство содержит перечень условий для установки обременения в виде сервитута. Оно может устанавливаться для решения следующих задач:
- обеспечение прохода граждан;
- проезда через земельный участок;
- размещения на участке межевых, геодезических знаков;
- использования участка для ремонта коммунальных сетей, инженерных коммуникаций, ЛЭП, дорог;
- проведения дренажных работ на участке;
- забора водных ресурсов, водопоя, обеспечения доступа к прибрежной полосе;
- прогона с/х животных через участок;
- сенокошения, выпаса животных;
- использования участка для охоты и рыболовства;
- использования участка для изыскательских и исследовательских работ.
Указанный перечень оснований не подлежит расширительному трактованию. Это значит, что другие причины не могут рассматриваться в качестве веских для наложения обременения.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7 (499) 110-33-98.
- Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74.
- Регионы: 8 (800) 600-3617.
Публичный сервитут имеет некоторые отличительные черты:
- Если частный сервитут устанавливается по договоренности сторон, либо через судебное решение, то публичный устанавливается через издание нормативно-правового акта.
- Обременение устанавливается не в пользу конкретного лица, а группы лиц, местных жителей, т.е. для удовлетворения публичных интересов.
- Главная отличительная черта состоит в том, что сервитут вводится по результатам общественных слушаний.
- Публичный сервитут может устанавливаться вопреки воле собственника участка при его должном уведомлении.
Прекращение действия ограничений

Существует несколько оснований для прекращения действия публичного сервитута на земельный участок:
- Устранение причины, по которой он был наложен.
- Окончание срока действия сервитутного обременения, если оно было срочным, и срок был указан в зарегистрированном акте.
В случае, когда результатом действия сервитутного обременения стала невозможность использования участка по его непосредственному назначению, то собственник вправе через суд требовать прекращения действия этого обременения.
Действие сервитута может быть прекращено из-за фактического уничтожения участка в результате стихийных катаклизмов (землетрясения, затопления и т.п.).Независимо от того, по какой причине прекращено действие сервитута, это должно быть оформлено правовым актом структур, вынесших решение о наложении обременения, с его последующей государственной регистрацией.
Никаких особенных хитростей в этом вопросе нет. Получить чёткое представление о том, что такое земельный публичный сервитут можно прочитав эту статью, но чтобы уяснить все тонкости применения этого права на практике, придётся покопаться в отдельных статьях регионального законодательства РФ, или воспользоваться консультациями опытных юристов.
Перечень документов
В процессе установки публичного сервитута потребуются следующие документы:
- заявление о госрегистрации сервитута от органа местного самоуправления;
- документ, подтверждающий оплату госпошлины;
- документ, подтверждающий полномочия представителя органов госвласти;
- акт/постановление органов госвласти или МО об установке сервитута;
- кадастровый план на участок/выписка из ЕГРН на него с отметкой о сфере действия сервитута (если обременяется не весь участок, а его часть);
- паспорт собственника и документ, подтверждающий его правовой статус (например, свидетельство о собственности участка);
- протокол общественных слушаний.
В процессе регистрации сервитута в Росреестре могут запрашивать дополнительные сведения.
Кто имеет право и кем устанавливается
Публичный сервитут может быть установлен решением федеральных, региональных или местных властей в зависимости от принадлежности участка. Для этого ими издается специальное постановление или акт.
Сервитут может быть установлен до передачи участка в собственность физическому или юридическому лицу или после этого.
Несмотря на то, что сервитут устанавливается по решению местных властей, конечным потребителем его преимуществ становятся местные жители и соседи. Право подать заявление об установке сервитута могут:
- граждане: местные жители, члены СНТ;
- юридические лица, КФХ;
- государственные органы власти;
- органы местного самоуправления.
Что это такое?
Понятие о сервитуте пришло в современное законодательство из далёкой эпохи Римской империи. Где такая юридическая практика применялась очень широко.
Естественно, современные юридические нормы сервитутов сильно отличаются от древнеримских.
Само понятие земельного сервитута означает ограничение прав использования собственником участка в пользу третьих лиц. Или, иными словами, посторонним лицам разрешено постоянное ограниченное право использование чужого участка земли.
При этом сервитут на земельный участок подразделяют на частный (простой) и публичный (предиальный):
- простое соглашение может быть между частными лицами;
- в публичной форме с одной стороны могут выступать органы, обеспечивающие таким образом интересы населения или государства.
Что надо знать о межевании земельных участков?
Факты, сообщающие о наложенном публичном сервитуте обязательно отражаются в кадастровом плане земельного надела. Но чтобы эти факты были зафиксированы, потребуется осуществить межевание, а именно определить границы установленного обременения на этот кусок земли.
При этом нередко встает вопрос о характере границ, определяемых при межевании. Будут ли сохраняться установленные границы, или же их определят заново? И обязательно ли наличие акта органа госвласти для проведения процедуры межевания участка? Для зарегистрированного в кадастровой палате участка процесс достаточно прост.
Владельцу земли потребуется дождаться акта от органа госвласти, после чего провести межевание. А если надел не зарегистрирован в кадастровой палате, придется делать операцию дважды. Сначала заказывать межевание для официального оформления участка, а затем повторить его для наложения сервитута.
Границы зон действия
Указанные границы устанавливаются с помощью межевого проекта. Эта бумага содержит дополнительную информацию к главному межевому плану. В последнем указываются кадастровый номер и факты, взятые из баз кадастровой палаты.
При наложении сервитута на несколько наделов, составляющих комплекс, межевой проект определяется в отношении всех территории, на которую определяется обременение. В оформлении межевого проекта принимают участие инженеры и проектировщики.
Когда муниципальный объект находится на территории надела, находящегося в собственности, межевой проект конструируется с учетом записей кадастровой палаты. На снимок интерактивного плана наносят межевые линии. С помощью последних определяется зона надела, на которой действует сервитут.
Утверждается межевой проект муниципалитетом. Составление документа проводится по установленному образцу.
Границы зон действия публичных сервитутов
Возникновение сервитута имеет две основные формы, определяющие правообладателя, в чью пользу устанавливается обременение:
- федеральный;
- муниципальный.
Ограничение хозяйствующего субъекта допускается только с разрешения собственника, то есть государства. Если некоторые виды работ требуют отчуждения части городских земель или массивов в населённых пунктах региона, публичные слушания проводятся на федеральном уровне, а региональные власти приглашаются для участия в них.
Получив резолюции, муниципалитеты устанавливают обременение в пределах указанных границ. Когда инициатором ограничения становится местная власть, она выносит резолюции самостоятельно.
Для определения границ действия публичных сервитутов проводится проектирование зоны отчуждения. Участок, подлежащий обременению, должен быть заранее подготовлен в кадастровом отношении:
- размежёван;
- поставлен на кадастровый учёт.
После вынесения определения о сервитуте, требуется составить межевой проект. Этот документ относится к градостроительной документации и составляется на основе картографического межевого плана. Карта копируется топографами с имеющегося межевого плана. В неё входит массив земель, которые требуются для использования муниципальным властям.
На карту, поверх имеющихся топографических знаков, наносятся символы, выделяющие обозначенную границу в том же масштабе, в котором изготовлена карта-план. После подготовки чертежа, производится его подробное описание, соответствующее стандартам, принятым для данного вида работ.Этот вид документации утверждается комиссией, после чего передаётся для выноса границ сервитута в натуру, на местность. В указанных пределах на участке будет распоряжаться уполномоченное лицо.
Оплата публичного сервитута

Гражданский и Земельный кодексы РФ предусматривают возмещение моральной компенсации владельцу участка за наложение сервитута. Определение его размера происходит исходя из рыночной стоимости земли.
Оплата публичного сервитута осуществляется:
- Единоразово. Собственнику выплачивают одну сумму единым платежом за весь период наложения ограничения.
- Регулярно. Владелец будет получать денежные платежи на протяжении всего срока действия сервитута.
Определение размера оплаты публичного сервитута может вызвать большие споры между владельцем участка и лицом, подавшим заявку на его наложение. Сумма определяется на основании обоюдной договоренности или решения органа местного самоуправления.
Возможна ли продажа участка после наложения сервитута
Публичный сервитут не лишает собственника права продать свои владения. Сделать это можно предложив их выкуп стороне, подавшей заявку на наложение обременения, либо любому другому лицу.
В случае продажи участка стороннему лицу, не имеющему никакого отношения к наложению сервитута, собственнику необходимо заранее уведомить его о наличии обременения. Если данный факт будет сокрыт, возможно признание договора купли-продажи недействительным.
Переход права собственности на землю с сервитутом по договору дарения или завещанию, также не исключен. Само по себе, обременение не является преградой для передачи прав на владение участком.
Ошибочная кадастровая запись
Если в кадастровых записях обнаружились сведения об обременении, но в реальности сервитут не установлен, этот факт следует отнести:
- на счёт допущенной технической ошибки;
- к титульному инциденту с участком.
Вероятно, что в истории владения ЗУ предшествующими собственниками, факт обременения присутствовал. По выполнении работ его требовалось снять, о чём должна была внестись соответствующая запись. Если регистратор Росреестра не оформил надлежащим образом снятие обременения, то запись сохранилась. То же могло произойти, если халатность проявил собственник, не пройдя регистрационную процедуру отмены сервитута.
В этом случае следует написать заявление начальнику местного отделения кадастра и картографии с просьбой об исправлении записи, утратившей актуальность. В случае отказа можно подать иск.
Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок
Заинтересованные лица обращаются в администрацию с уведомлением о необходимости использования части территории ЗУ. Заявление пишется на имя главы городского (сельского) исполкома. В нём должны содержаться сведения:
- О заявителе, с указанием должности и места работы. Если заявителя представляет группа лиц, обозначить её структуру, по смыслу проявленной инициативы.
- Об участке, к которому проявлен интерес, с указанием адреса, места расположения и иных доступных сведений.
- Причины, по которым лица ходатайствуют о пользовании указанной территорией.
- Обоснования, согласно которым вопрос не решается иным путём.
В заключение ставится дата, подпись заявителя с расшифровкой. Если обращается должностное лицо, подпись скрепляется печатью предприятия (компании). Когда инициаторами выступает группа лиц, каждый участник ставит подпись и расшифровку фамилии – собственноручно.
Предварительно, до обращения в административные органы, заявителю требуется обратиться к собственнику с предложением о составлении соглашения. Если соглашение об установлении сервитута будет составлено, его следует приложить к заявлению. Если нет – об этом следует оповестить администрацию в письменном виде.Принятое заявление рассматривается в пределах 5 дней, после чего – принимается в производство или отклоняется, с письменным указанием причин. После принятия в производство, в отдел, уполномоченный на проведение работ в заданном массиве, приглашается собственник надела. Он оповещается о необходимости ограничения участка и причинах, повлекших данное действие.
Глава исполкома обязан предложить собственнику разрешить вопрос об обременении его надела путём составления соглашения.
Следует понимать, что в соразмерной степени владелец ЗУ терпит ущерб. Соответственно, власти зачастую предлагают встречные уступки. Если владелец надела не возражает, он составляет соглашение, где изъявляет согласие на использование части земельного надела. Соглашение отражает момент начала взаимодействия между исполкомом и владельцем. При условии его не согласия – составляется официальное уведомление об отказе.Документы собираются в пакет, который передаётся в специальный земельный отдел для ознакомления. Назначаются общественные слушания и указывается их дата. На слушаниях могут присутствовать заинтересованные стороны, с имеющимися у них аргументами. При положительном развитии тенденций, комиссия выносит положительное заключение, принятое на слушаниях.
Рекомендуем также ознакомиться с правом на бессрочное пользование ЗУ и прочитать алгоритм получения такого права.При признании необходимости обременения, но при отказе собственника, комиссия может принять решение о передаче дела в суд. Тогда публичный сервитут будет установлен в судебном порядке.
После принятия решения по согласованию или по решению суда, имеющуюся документацию требуется зарегистрировать в Росреестре.
Теперь вы знакомы с порядком установления публичного сервитута, но что делать если вдруг вы нашли ошибку в записях?
Вопросы и ответы
Источники
Использованные источники информации.
- https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html
- https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/vidy/ustanovit-publichnyj.html
- http://terrafaq.ru/zemlya/zemleustroystvo/publichnyj-servitut.html
- https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/ispolzovanie-vladenie-i-rasporyazhenie/pravo-polzovaniya/servitut/vidy-s/publichnyj-s.html
- https://prosadidom.ru/land/registration-land/publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/
- https://myrealproperty.ru/zemelnyj-uchastok/servitut/publichnyj-servitut-i-chto-ne-otnositsya-k-nemu-v-gorodah.html