Ребенок подрался в школе как действовать

 

Кажется, только недавно прозвенел первый звонок, а уже началась самая короткая и любимая школьниками вторая четверть учебного года. Для кого-то учеба стала приятным и увлекательным делом. А кто-то в школу ходит как на Голгофу: занудные уроки, нелады в школьном коллективе, изматывающая дома. Причины школьных драк и советы о том, как исправить поведение вредного ребенка.

«Непримиримую позицию занимают взрослые, которых в детстве никто не защищал»

Чувства, которые испытывает родитель, которому о его ребенке рассказывают что-то неприятное, разумеется, негативные. Среди массы реакций на вызов в школу можно выделить две наиболее типичные.

Некоторые взрослые занимают сразу же наступательную и нетерпимую позицию: раз на мое дитя нападают — всех порву/построю/заставлю пожалеть, что вызвали! Такие родители сильно реагируют на вызов, начинают нервничать, достается и ребенку: он уж и не рад, что стал эпицентром событий, и разрывается между верностью взрослому (надо поддерживать фон настроения и боевой дух родителя) и собственным впечатлением от инцидента. Не следует думать, что ребенок напрочь лишен критичности. Да, она у него в силу возрастной незрелости хромает, однако она есть и она работает. В возрасте, когда у ребенка активно формируется стыд и совесть (а это возраст от 8−9 до 12 лет), он достаточно чувствителен к неправильному поведению, своему — в том числе, и очень нуждается в моральных ориентирах. Родителей детей 5−6 лет, читающих материал, я бы просила не использовать в высоких воспитательных целях тему «как тебе не стыдно?!», потому как в этом возрасте дети реально не понимают, что такое стыдно, совестно и бессовестно. В общем, не пылайте нравоучительными наставлениями в беседах со старшими дошкольниками и самыми младшими школьниками. Кстати, способность краснеть от стыда дети приобретают тоже с возрастом, по мере гормонального созревания. Именно поэтому мы никогда не видели ребенка 4−7 лет с красным от стыда лицом. Эту способность у детей скорее можно встретить ближе к началу пубертата, т.е. переходного возраста.

Фото: Анжелика Василевская,

Вернемся к нашему накосячившему младшему школьнику. Непримиримую и априори несогласную позицию как реакцию на вызов в учреждение образования, как правило, занимают те взрослые, которых самих в детстве никто не оберегал, не защищал, и, по большому счету, особо никто не ценил. Такие взрослые идут в школу как на поле боя. В этих обстоятельствах вряд ли есть возможность рассчитывать на конструктивный диалог с педагогом и благоприятный по последствиям для ребенка разбор его залета. Еще одним следствием бойцовской позиции родителей может стать его разговор с педагогами на повышенных тонах, в силу чего есть риск получить репутацию конфликтных, проблемных, неуживчивых. Все бы ничего, но не следует забывать, что одним из критериев отнесения ребенка к категории находящихся в СОП (социально-опасном положении) является «проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта». Кому приятно находиться на всяческих «учетах» и в «отдельных папках»? Если вы допустите развитие беседы по конфликтному сценарию, то у педагога может «сложиться пазл»: и мама скандалистка, и ребенок с противоправным поведением. Занавес. Потому старайтесь держать свои эмоции под контролем. Если бы ситуация не беспокоила педагога, он вряд ли бы решился беспокоить вас.

Заметна у взрослых и прямо противоположная реакция на вызов в школу: раз учительница сказала — так оно и есть: ребенок подвел, не оправдал, «как ты мог?!», «ну как же так?» и т.п. Родители идут смиренно выслушивать претензии, заочно или прилюдно сдавая свое чадо, т.е. предавая его. Как правило, такое поведение характерно для взрослых с архаичными представлениями о школе, а также для тех, кто сам рос в семье с излишне требовательными и взыскательными родителями, которые никогда не ошибаются и всегда правы.

Именно эта позиция, на мой взгляд, наиболее катастрофична для отношений с ребенком, она способна нарушить или даже разрушить доверие ребенка к своему взрослому. Считывая страх и неуверенность, транслируемые родителем перед беседой с педагогами, ребенок укрепляется в мысли, что, оказывается, его родители вовсе не такие уж смелые и решительные, как он всегда раньше думал, что есть кто-то или что-то, что заставляет его родителей трепетать и паниковать. И коль скоро родители — слабаки, на кого же надеяться в трудную минуту? У кого искать защиту?

Прописанные крайности не являются исчерпывающими. Потому можно только приветствовать появление и расширение группы родителей, которые стараются занять в ситуации вызова в школу продуктивную позицию, сочетающую безусловную любовь и доверие к своему ребенку и уважение к учителю и его усилиям.

Почему ребенок так себя ведет?

Дома он относительно тих и на все замечания взрослых отвечает, что больше так делать не будет. Но как только он переступает школьный порог, мигом кидается в драку, напрочь забывая обо всем, что битый час втолковывали ему родители. Причин для такого поведения есть несколько:

  1. Слишком строгий контроль. Неумное желание родителей контролировать каждый шаг ребенка заставляет его проявлять себя не с лучшей стороны в школе (и даже еще в садике). Он делает это для того, чтобы хоть ненадолго почувствовать себя свободным.
  2. Отсутствие взаимопонимания. Взрослые постоянно чем-то заняты. Проблемы на работе, решение бытовых и материальных вопросов – все это отбирает у них практически все время. А найти хотя бы пару минут для того, чтобы выслушать и, самое главное, понять собственного ребенка – удается единицам. Именно поэтому дети замыкаются в себе и при наличии каких-то внутренних проблем начинают вести себя неконтролируемо. А все из-за того, что они попросту не знают, как найти решение важного для них вопроса и пытаются сделать это по-своему.
  3. Желание казаться лучше. Придя в школу, каждый ребенок попадает в совершенно новую ему среду, где сразу становится понятно – первым будет тот, кто лучше. Но лучшим можно быть не только в учебе. Лучшим можно быть и в драке. Поэтому если наука не сильно привлекает первоклассника, он выбирает для себя другой и как видно более простой способ самоутверждения в коллективе.
  4. Неумение общаться со сверстниками. Бывает и так, что одной из главных причин чрезмерной «драчливости» вашего чада может быть обыкновенное неумение правильно общаться со сверстниками. Тот показал ему кулак, а тот скривил некрасивую рожицу — и обиженный мальчуган тут же бросается в драку. Чтобы этого избежать надо, прежде всего, объяснить ему, как еще можно действовать в подобных ситуациях и почему.
Фото 1

Как помочь ребенку?

Чтобы ваш будущий мужчина научился правильно вести себя в социуме, надо еще с самого детства уделять ему больше внимания и в случае необходимости помогать справляться с теми или иными проблемами, возникающими по мере его взросления. Так, если он начал принимать слишком активное участие в школьных драках, стоит уделить этому вопросу максимум своего внимания и разобраться в том, что же является истинной причиной такого поведения.

Если же сделать это самостоятельно не удается, стоит поговорить с учительницей. Она видит детей каждый день и может рассказать, кто является настоящим зачинщиком драки и по каким причинам. А еще лучше прямиком отправиться к психологу, который подскажет, как найти выход из непростой на первый взгляд ситуации.

Детские пакости и наказания – замкнутый круг без конца и края

Хорошо, если ребенок сломал кому-то обыкновенный карандаш. За это можно сделать просто замечание. А если он кому-то разбил нос или разорвал рубашку? Тут уж промолчать никак не удастся и очередной скандал дома с разбирательствами и наказаниями обеспечен. И он будет весьма эффективен, если подобное происходит очень редко. Но проблема в том, что некоторые дети вредничают не просто от случая к случаю, а награждают своих одноклассников увесистыми тумаками буквально каждый день. Из-за чего родителям приходится вести себя с ними крайне жестоко, постоянно придумывая все новые формы наказания.

К сожалению, практика показывает, что физическое насилие либо то же чтение морали далеко не всегда приносят положительный эффект. Школьник как продолжал баловаться, так и продолжает. А ожесточенная схватка с родителями под названием «Кто кого?» приобретает форму замкнутого круга, из которого порой просто невозможно выбраться. Строгие мамы и папы наказывают ребенка, а он им в отместку еще больше вредничает. И так может продолжаться до тех пор, пока он не вырастет. Но родители вряд ли мечтают о том, чтобы строить свои отношения с детьми по такому печальному сценарию. Поэтому, пока еще не совсем поздно, мы предлагаем разобраться с истинными причинами проблемы и найти пути ее решения.

Читайте также: Как заставить гиперактивного ребенка учить уроки?

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://news.tut.by/society/568512.html
  • https://dolio.ru/pochemu-rebenok-deretsya-v-shkole-i-chto-s-etim-delat/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий