Что такое начальная максимальная цена контракта

 

Что такое начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным. Как правильно составить обоснование начальной максимальной цены контракта в 2019 году для госзакупок по 44-ФЗ

Нормативный метод определение НМЦ

Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.

Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.

Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.

Ситуация №1 — НМЦК занижена

Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.

Ситуация №2 — НМЦК завышена

В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.

Ситуация №3 — НМЦК определена корректно

Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.

Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от г. № 567).

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.

Нормативный метод

Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 “Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).

При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы. В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).

Что такое начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком. Влияние цены на выбор способа закупки

Фото 2

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик) конкурентным способом.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по одинаковым правилам (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ)). Для обозначения обоих понятий в настоящем материале используется термин «начальная (максимальная) цена контракта» или сокращение «НМЦК».

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Таблица.

Ограничения НМЦК при различных способах определения поставщика

Таблица.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Фото 2

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Проектно-сметный метод расчета начальной (максимальной) цены контракта

Проектно-сметный метод используется при определении НМЦК в следующих случаях:

1) строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства (ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора (ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

3) текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений (ч. 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Этот метод используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

При применении данного метода используются:

1) проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством РФ (п. 6.1 Методических рекомендаций).

При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства необходимо руководствоваться положениями Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от N 1028/пр (п. 1.5 данной Методики);

2) сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определяемых Минэкономразвития России в рамках разработки прогноза социально-экономического развития РФ;

3) Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (утв. Постановлением Правительства РФ от N 427).

Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета (п. 6.2 Методических рекомендаций);

4) информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП) (п. 6.3 Методических рекомендаций).

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости (п. 6.4 Методических рекомендаций).

Источники обоснования НМЦК

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах (сайт ), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;

9) иные источники информации.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

Указание начальной (максимальной) цены контракта в плане-графике, закупочной документации

Указание начальной (максимальной) цены контракта в плане-графике

Заказчик обязан указать в плане-графике НМЦК (п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Примечание. В план-график необходимо включать НМЦК, сформированную в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ (абз. 4 пп. «ж» п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 553, абз. 4 пп. «и» п. 1 Требований к форме плана-графика, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 554).

Таблица.

Порядок указания НМЦК в плане-графике в определенных случаях

Указание начальной (максимальной) цены контракта в закупочной документации

При подготовке к проведению конкретной закупки заказчику рекомендуется проверить актуальность:

1) описания объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные и количественные характеристики);

2) цен товаров (работ, услуг), на основании которых рассчитывалась НМЦК, указанная в утвержденном плане-графике размещения заказов. Актуальность данных цен проверяется с использованием методов, перечисленных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

В случае выявления изменений, влияющих на цену товара, работы или услуги, целесообразно составить новое обоснование НМЦК. Если полученная в этом обосновании НМЦК отличается от указанной в плане-графике размещения заказов, в последний необходимо внести соответствующее изменение (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Заказчик включает сведения о НМЦК и ее обоснование в закупочную документацию. При этом необходимо учитывать:

— выбранный способ определения поставщика;

— порядок отражения НМЦК в документации в зависимости от особенностей закупки.

Таблица.

Отражение НМЦК и ее обоснования в закупочной документации

———————————

<*> НМЦК не требуется указывать в извещении о проведении предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, поскольку п. 1 ч. 5 ст. 80 Закона N 44-ФЗ такого требования не содержит.

Таблица.

Порядок отражения НМЦК в закупочной документации в зависимости от особенностей закупки

———————————

<*> В силу ч. 6 ст. 24 Закона N 44-ФЗ лоты не выделяются при проведении запросов котировок, запросов предложений, электронных процедур и закрытых электронных процедур.

Оригиналы документов, касающихся определения НМЦК (снимки экрана (скриншоты), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования), целесообразно подшивать к документам о закупках (п. 2.1 Методических рекомендаций). Это позволит заказчику подтвердить надлежащее исполнение требований ст. 22 Закона N 44-ФЗ по обоснованию НМЦК.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

Обоснование НМЦК требуется при определении поставщиков конкурентными способами. Кроме того, оно необходимо при закупках у единственного поставщика, для осуществления которых составляется отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также при закупках на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Данные правила установлены в ч. 1 ст. 22 названного Закона.

[stextbox id=’warning’]

Рекомендация. Подготовить обоснование НМЦК целесообразно и в тех случаях, когда оно не является обязательным. Это позволит обеспечить соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ.

[/stextbox]

При подготовке обоснования НМЦК заказчику стоит совершить следующие действия (п. 2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (утв. Приказом Минэкономразвития России от N 567); далее — Методические рекомендации):

1) определить потребность в конкретном товаре (работе, услуге);

2) составить описание объекта закупки с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в том числе установить перечень требований к товарам (работам, услугам) и условия их поставки (выполнения, оказания);

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, чтобы выявить имеющиеся на рынке товары (работы, услуги), в которых возникла потребность.

4) определить наличие особенностей формирования НМЦК по отдельным видам закупок, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, в частности:

— для отдельных видов, групп товаров (работ, услуг) Правительство РФ вправе установить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы при расчете НМЦК (ч. 19 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Так, в целях обеспечения государственных нужд Распоряжением от N 1995-р определены источники информации для расчета НМЦК на поставку технических средств реабилитации и услуг, которые предусмотрены Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от N 2347-р. Кроме того, не отменено Постановление Правительства РФ от N 881, принятое на основании ранее действовавшего законодательства. Этим актом утверждены Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования. В п. 3 Правил установлен закрытый перечень источников информации о ценах на медицинское оборудование. Данные Правила не применяются при осуществлении закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Такой вывод следует из Письма Минэкономразвития России от N Д28и-2034. Однако в административной практике применяется также противоположный подход (см. Решение Еврейского УФАС России от по делу N К-01/05, Решение Тульского УФАС России от по делу N 04-07/121-2014). Чтобы избежать спорных ситуаций, заказчику при обосновании НМЦК на отдельные виды медицинского оборудования целесообразно придерживаться указанных Правил;

— в отношении отдельных видов товаров (работ, услуг) в рамках нормирования в сфере закупок устанавливаются предельные цены (ч. 1 ст. 19 Закона N 44-ФЗ). Они применяются при обосновании НМЦК нормативным методом;

— для закупок товаров (работ, услуг), входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, особенности определения НМЦК устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ч. 21 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

— для закупок работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, особенности определения НМЦК установлены Федеральным законом от N 220-ФЗ (ч. 21.2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

— особенности определения цены контракта при закупке стандартного жилья у единственного поставщика, который заключил договор на строительство такого жилья в соответствии с Федеральным законом от N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», устанавливаются этим Федеральным законом (ч. 21.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

— Правительство РФ вправе определить, в каких сферах деятельности при осуществлении закупок устанавливается порядок расчета НМЦК и какие субъекты уполномочены утверждать такой порядок с учетом положений Закона N 44-ФЗ (ч. 22 ст. 22 данного Закона). Например, Минтранс России утвердил Порядок определения НМЦК при проведении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Приказ от N 513, п. 1 Постановления Правительства РФ от N 1028), а также разъясняющую этот порядок Методику (Распоряжение Минтранса России от N НА-229-р). Если правительство установило указанные сферы и перечень субъектов, Методические рекомендации не применяются;

— по энергосервисным контрактам НМЦК определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год. При ее расчете необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от N 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (ч. 3 ст. 108 Закона N 44-ФЗ);

5) выбрать метод определения НМЦК или несколько методов;

6) произвести расчет с учетом выбранного метода или нескольких методов.

Отметим, что в том числе в целях совершенствования методологии определения НМЦК создан специальный информационный ресурс — единый агрегатор торговли (Распоряжение Правительства РФ от N 824-р). Полагаем, что при необходимости составить обоснование НМЦК заказчик вправе использовать информацию, размещенную на этом ресурсе.

Составление обоснования начальной (максимальной) цены контракта

После сбора информации, необходимой для определения и обоснования НМЦК, заказчик составляет единый документ, содержащий расчет НМЦК

Форма: произвольная, обоснование НМЦК целесообразно составлять в соответствии с рекомендуемой формой, приведенной в Приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

Целесообразно указать:

1) основные характеристики объекта закупки;

2) метод (методы) обоснования и определения НМЦК;

3) обоснование использования выбранного метода (методов);

4) реквизиты документов, на основании которых выполнялись расчеты НМЦК;

5) расчет НМЦК;

6) дату подготовки обоснования.

В обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в ЕИС, не указываются наименования поставщиков, представивших соответствующую информацию (п. 2.1 Методических рекомендаций).

Приложение: используемые источники информации.

Кто составляет (подписывает): работник контрактной службы или контрактный управляющий.

Дата составления (подписания): до даты включения НМЦК в план-график. Это следует из п. 2 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ.

Размещение: в ЕИС.

Дата размещения: одновременно с размещением плана-графика. Это связано с тем, что к плану-графику нужно прилагать обоснование закупки, содержащее в том числе обоснование НМЦК (п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 553, п. 13 Требований к формированию планов-графиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 554). Обоснование закупки составляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от N 555. При планировании закупок у единственного поставщика на основании п. п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ потребуется обосновать их годовой объем (п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 555).

Выбор метода обоснования начальной (максимальной) цены контракта

После определения потребности в товарах (работах, услугах) для расчета НМЦК необходимо произвести ее обоснование, используя методы, перечисленные в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ.

Основным является метод сопоставимых рыночных цен. Применение нормативного, тарифного, проектно-сметного, затратного методов допускается только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Таблица.

Ситуации, в которых можно использовать методы расчета НМЦК, отличные от метода сопоставимых рыночных цен

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных выше методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч. 20.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Если такие рекомендации утверждены, то применять их заказчик может при закупках для нужд субъекта РФ.

Метод сопоставимых рыночных цен (приоритетный метод) для расчета начальной (максимальной) цены контракта

Метод сопоставимых рыночных цен заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных (при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг), которые планируются к закупке (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В целях определения НМЦК данным методом рекомендуется использовать не менее трех вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками (п. Методических рекомендаций). Ограничений по использованию полученных вариантов цен в Методических рекомендациях нет. Следовательно, можно использовать минимальные цены. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России.

Добавим, что НМЦК, определенная методом сопоставимых рыночных цен, может превысить лимиты бюджетных обязательств. Однако заключаться и оплачиваться контракты должны в пределах таких лимитов (п. 2 ст. 72 БК РФ). Чтобы избежать нарушения, рекомендуем указать в документации НМЦК, соответствующую лимитам (см., например, Письмо Минфина России от N 24-01-09/58179).

Таблица.

Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг)

При применении данного метода используются (ч. 4 и 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

1) общедоступная информация о рыночных ценах товаров (работ, услуг) в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ;

2) информация о ценах товаров (работ, услуг), полученная по запросу заказчика от поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров (работ, услуг), планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных товаров (работ, услуг);

3) информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров (работ, услуг) в ЕИС;

4) обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен товаров (работ, услуг) с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем).

К общедоступной информации о ценах, которая может быть использована для определения НМЦК, относятся в том числе (ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

1) информация о ценах, содержащаяся в контрактах ().

Необходимо использовать информацию, содержащуюся в исполненных контрактах, по которым отсутствует взыскание неустойки (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

2) сведения о ценах, содержащиеся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских, иностранных биржах и на электронных площадках;

4) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров (работ, услуг);

5) информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

6) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

7) данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен.

Минфин России с учетом п. 2 ст. 437, п. 1 ст. 497 ГК РФ отметил, что для обоснования НМЦК могут использоваться данные из прайс-листов, скриншоты с сайта в сети Интернет, если такая информация соответствует ст. 22 Закона N 44-ФЗ (Письмо от N 24-01-07/82071).

Для заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, прямо установлено право использовать данные интернет-сайтов и иную общедоступную информацию о цене дополнительно к информации, предусмотренной ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (пп. «г» п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от N 556).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

1) изучить рынок с целью определения товаров (работ, услуг), наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке;

2) выявить товары (работы, услуги), идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги);

3) направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации (п. Методических рекомендаций);

4) разместить запрос в ЕИС;

5) осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов.

При этом необходимо использовать только контракты, которые исполнены и по которым не взыскивалась неустойка в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств (п. 1 ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);

6) провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации;

7) отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

При этом не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию (п. Методических рекомендаций):

— предоставленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков;

— полученную из анонимных источников;

— не соответствующую требованиям, предъявляемым заказчиком документов, которые должны поступать от поставщиков;

— не содержащую расчет цен товаров (работ, услуг);

провести в случае необходимости корректировку выявленных цен товаров (работ, услуг);

9) проверить однородность ценовой информации.

Запрос ценовой информации

Запрос ценовой информации является одним из способов получения информации о ценах товаров (работ, услуг), необходимой для обоснования НМЦК (ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, п. Методических рекомендаций).

Такой запрос рекомендуется направлять не менее чем пяти поставщикам (при их наличии), имевшим за последние три года опыт выполнения аналогичных контрактов, по которым с поставщика не взыскивалась неустойка (п. 3.9 Методических рекомендаций).

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

Целесообразно указать:

1) наименование заказчика;

2) описание объекта закупки с учетом ст. 33 Закона N 44-ФЗ (включая указание на единицу измерения), в том числе перечень требований к товарам (работам, услугам) (п. Методических рекомендаций).

3) перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара (работы, услуги), предлагаемого поставщиком (п. Методических рекомендаций);

4) основные условия поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая требования к порядку поставки товаров (выполнению работ, оказанию услуг), порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара (работы, услуги) и (или) объему предоставления гарантий качества (п. Методических рекомендаций);

5) количество товара, объем работ (услуг) (п. Методических рекомендаций);

6) ориентировочные сроки проведения закупки (п. Методических рекомендаций);

7) сроки предоставления ценовой информации (п. Методических рекомендаций);

информацию о том, что сбор сведений не влечет возникновения каких-либо обязательств заказчика (п. Методических рекомендаций);

9) сведения о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара (работы, услуги) и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, а также срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров (работ, услуг) (п. Методических рекомендаций).

Запрос, который направляется поставщикам, по содержанию идентичен запросу, размещаемому в ЕИС (п. Методических рекомендаций).

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с отраслевыми подразделениями.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Размещение (направление): запрос размещается в ЕИС и направляется потенциальным поставщикам.

Дата размещения (направления): не установлена Законом N 44-ФЗ.

Рекомендация. Желательно направить (разместить) запрос о предоставлении ценовой информации заранее (ориентировочно за полтора месяца до предполагаемой даты утверждения плана-графика).

Корректировка и проверка однородности цен товаров (работ, услуг), полученных при применении метода сопоставимых рыночных цен

После получения информации о ценах товаров (работ, услуг) заказчику рекомендуется их скорректировать и проверить однородность.

Для осуществления корректировки цен заказчику рекомендуется следующее.

  1. Привести данные цены в соответствие с коммерческими и финансовыми условиями поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), сопоставимыми с условиями планируемой закупки, с помощью коэффициентов или индексов для перерасчета цен товаров (работ, услуг). Перечень и значимость коэффициентов определяются, в частности, на основании результатов анализа исполненных в интересах заказчика контрактов (п. п. , Методических рекомендаций).

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) признаются сопоставимыми, если различия между этими условиями не оказывают существенного влияния на результаты или могут быть учтены с применением соответствующих корректировок (ч. 16 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Такими условиями могут быть:

— срок исполнения контракта;

— количество товара, объем работ, услуг;

— наличие и размер аванса по контракту;

— место поставки;

— срок и объем гарантии качества;

— изменение базовой номенклатуры (комплектации, состава работ, услуг), обусловленное изменением удельного веса различных позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;

— дополнительная номенклатура (комплектация) — появление новых (или исключение предусмотренных ранее) позиций (товаров, работ, услуг) в общем объеме закупки;

— размер обеспечения исполнения контракта;

— срок формирования ценовой информации;

— изменение в налогообложении;

— масштабность выполнения работ, оказания услуг;

— изменение валютных курсов (для закупок импортной продукции);

— изменение таможенных пошлин.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Например, следует учитывать порядок и условия расчетов, которые планируется установить в контракте, и соответствующие положения контрактов, информация о которых используется для определения НМЦК. В контракте может быть предусмотрена отсрочка либо рассрочка оплаты товаров, работ или услуг на условиях коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ). Такое условие приводит к фактическому увеличению цены, поскольку влечет дополнительные расходы в виде процентов за пользование кредитом и иных платежей, установленных в контракте (п. 2 ст. 823, п. 1 ст. 819 ГК РФ).

Если заказчик включит подобное условие в контракт, размер процентной ставки за рассрочку или отсрочку необходимо определять с учетом требований ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Такой вывод сделан в Письме Минфина России от N 02-02-09/7180.

Если заказчиком для определения цены направлялся (размещался) запрос ценовой информации, корректировка условий не производится, за исключением случаев, когда ценовая информация получена менее чем за шесть месяцев до периода определения НМЦК (п. Методических рекомендаций).

  1. Скорректировать цены, полученные из анализа реестра контрактов, в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка (п. Методических рекомендаций).

Таблица.

Корректировка цены товаров (работ, услуг) в зависимости от того, каким способом осуществлялась закупка

См. также: Как принять участие в запросе котировок в электронной форме по 44-ФЗ

  1. Привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен путем применения коэффициента, который рассчитывается в соответствии с формулой, указанной в п. Методических рекомендаций (п. Методических рекомендаций).

где: knn — коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;

tф — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t — месяц проведения расчетов НМЦК;

ИПЦt— индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети Интернет ).

См. также: Как вести реестр закупок малого объема по Закону N 44-ФЗ

Например, заказчик, обосновывая в марте 2019 г. НМЦК по закупке сахарного песка, выявил в реестре контрактов заключенный в июле 2019 г. контракт на закупку 1 500 кг сахарного песка на общую сумму 48 000 руб. Цена составила 32 руб. за 1 кг. Для расчета коэффициента необходимо:

1) на сайте найти индексы потребительских цен (далее — ИПЦ) на сахар с июля 2019 г. по февраль 2019 г. (). В данном случае выявлены (условно) следующие ИПЦ: за июль — 106,8; август — 98; сентябрь — 90,1; октябрь — 93,4; ноябрь — 94,2; декабрь — 98,1; январь — 99,1; февраль — 99,4;

2) рассчитать коэффициент:

100 + (106,8ипц — 100) + (98ипц — 100) + (90,1ипц — 100) + (93,4ипц — 100) + (94,2ипц — 100) + (98,1ипц — 100) + (99,1ипц — 100) + (99,4ипц — 100) = 79.1,

79,1 / 100 = 0,791.

Таким образом, коэффициент для перерасчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен равен 0,791.

  1. В целях определения однородности совокупности значений выявленных цен, используемых в расчете НМЦК, заказчику рекомендуется определить коэффициент вариации (п. Методических рекомендаций). Если коэффициент вариации цены превышает 33%, то совокупность значений, используемых в расчете, считается неоднородной. В этом случае целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах (п. Методических рекомендаций).

Коэффициент вариации рассчитывается по формуле, указанной в п. Методических рекомендаций:

,

где: V — коэффициент вариации;

— среднее квадратичное отклонение;

цi — цена единицы товара (работы, услуги), указанная в источнике с номером i;

<ц> — средняя арифметическая величина цены единицы товара (работы, услуги);

n — количество значений, используемых в расчете.

Например, заказчик обосновывает НМЦК по закупке принтеров. Предположим, что по результатам анализа рынка выявлены четыре варианта цены на идентичные принтеры. Первая цена принтера (за единицу товара) составляет 2500 руб., вторая — 2800 руб., третья — 2600 руб., четвертая — 2450 руб. Коэффициент вариации определяется следующим образом:

1) определяем среднее арифметическое цен:

(2500(ц1) + 2800(ц2) + 2600(ц3) + 2450(ц4)) / 4 = 2587,5;

2) рассчитываем среднее квадратичное отклонение:

(2500(ц1) — 2587,5)2 + (2800(ц2) — 2587,5)2 + (2600(ц3) — 2587,5)2 + (2450(ц4) — 2587,5)2 = 71 875,

71875 / (4(кол-во цен) — 1) = 23 958.

Корень из 23 958 равняется 155;

3) определяем коэффициент вариации:

(155 / 2587,5) x 100 = 6%.

Таким образом, значение коэффициента не превышает 33%, совокупность ценовых значений является однородной.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1128-nmc
  • https://zakupkihelp.ru/zakazchiku/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta.html
  • http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta-cena-kontrakta-s-edinstvennym-postavshhikom.html
  • https://school.kontur.ru/publications/1519
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий