Как откалибровать шайбовый тахограф

 

Как настраивать и калибровать контрольное устройство. Читайте в этой статье, как калибровать тахограф - кто этим занимается, как происходит процесс и какие нюансы нужно учитывать.

Необходимые документы

Чтобы избежать возможного административного наказания, собственник ТС обязан пригнать его для выполнения тарировки в установленное время. Как говорилось ранее, это может быть установленный срок или наступление перечисленных выше событий.

При этом необходимо учитывать, что осуществить калибровку своими руками невозможно, так как заниматься обслуживанием, установкой и демонтажем криптографических блоков СКЗИ могут только специализированные мастерские, уполномоченные ФСБ.

Делают они это согласно следующим документам:

  1. Федеральный закон № 99 от г. «О лицензировании некоторых видов деятельности», ст. 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия».
  2. Дублирует эти сведения запись из Постановления правительства № 313 от г «Положение о лицензировании».

Чтобы избежать ошибочного обращения к нелицензированным организациям, заманивающим клиентов мошенническим путём, можно ознакомиться со списком мастерских, компетентных для осуществления поверки на законных основаниях на официальном сайте Минтранса: rosavtotransport.

Поэтому только сертифицированные компании могут предоставить автовладельцу легальный сертификат в котором должно быть отображено следующее:

  1. Реквизиты мастерской и Ф.И.О. специалиста, который делал калибровку.
  2. Сведения оборудования, использующегося для поверки, например роликовый стенд.
  3. Результат выполненных работ: в документе должен быть отображен коэффициент возможных погрешностей прибора, скоростных различий, пробега транспортного средства.
  4. Значение основных свойств, выявленных в процессе выполнения работ.
  5. Дата и личная подпись исполнителя.

В дополнение к оригиналу, мастер предоставляет заказчику ещё 2 образца сертификатов:

  1. Копия документа, подтверждающего соответствие контроллера и его условий монтажа согласно Техническому Регламенту Таможенного Союза 018/2011 с последними изменениями от г. по решению № 56 (касается устройств с блоком СКЗИ, сертификат тахографов ЕСТР подтверждается серийным номером, напечатанным на упаковке).
  2. Копия сертификата, подтверждающего совместимость электромагнитных компонентов системы в соответствии со следующими нормативами:
    • приборы с криптографическим блоком шифровки регулируются согласно ГОСТ Р «Единообразные предписания, касающиеся утверждения ТС»;
    • устройства ЕСТР согласно Правилам ЕЭК ООН № 10.

Примечание! Если внимательно прочесть требования, касающиеся обоих типов приборов, можно заметить, что европейские и отечественные условия идентичны. Причем это даже отображается на заглавных страницах документов, представленных на фото.

В дополнение ко всему вышесказанному, следует добавить, что в салоне автомобиля должна быть установлена соответствующая бирка, подтверждающая установленное устройство контроля: 

Какие данные сверяются в процессе работы?

Калибровка тахографа предусматривает настройку целого ряда данных. Полный перечень включает около 20 позиций, что требует высокого профессионализма мастеров, выполняющих операцию.

Наиболее важными здесь являются такие характеристические параметры:

  • заводская информация о ТС и самописце (гос. номер, номер рамы, номер самого тахографа);
  • параметры шин ТС (давление и длина окружности);
  • погрешности измерений (времени, пробега, скорости);
  • ограничения скорости и т.д.

Также сверяются и настраиваются корректирующие коэффициенты для входных сигналов с датчиков, время до следующей калибровки/поверки, данные со спидометра на момент проверки и т.д.

Срок действия калибровки тахографа

Исходя из вышеупомянутого приказа Минтранса № 36 и сведений, извлечённых из него, срок действия калибровки тахографа имеет максимальное значение равное 3 годам эксплуатации.

Таким образом, если не произошло ни одно из условий, требующих осуществления ранней сверки, интервал между очередными поверками устройства составляет 3 года. Повторная производится не реже установленного срока или наступления представленных событий.

Цена услуги

Несмотря на то, что осуществление деятельности, связанной с обслуживанием криптографических блоков СКЗИ находится под контролем ФСБ, стоимость работ в зависимости от региона России несколько отличается.

В одних компаниях это зависит от модели тахографа, в других по совершенно другим обстоятельствам. Узнать сколько стоит тарировка по стране, можно в таблице, представленной далее.

Таблица. Стоимость калибровки.

Сведения о стоимости представленные в таблице брались в случайном порядке, в разных мастерских, поэтому могут несколько отличаться. За более подробной информацией следует обращаться на официальный сайт Минтранса о котором уже упоминалось ранее: rosavtotransport.

Несмотря на то, что аналоговые устройства с г. вне закона, некоторые исполнители на своих сайтах до сих пор размещают прайс-лист о тарировке таких устройств: 

Для чего нужна карта предприятия для тахографа расскажет статья: Карта предприятия для тахографа.

Для чего нужен тахограф в грузовике читайте здесь.

Штраф за просрочку

Контроль за соблюдением правил эксплуатации и обслуживания тахографов возложен на несколько ведомств, каждое из которых вправе наложить на нарушителя штраф.

Штрафуют в соответствии со ст. КоАП РФ «Управление транспортным средством или выпуск его на линию для транспортировки грузов или перевозки пассажиров без средства технического контроля. Нарушения, лицом, управляющим ТС режима труда и отдыха».

Осуществлять проверку и возбуждать в отношении административное правонарушение могут следующие должностные лица:

  1. Инспектора ГИБДД, согласно Указу Президента от 15. 06. 1998г. № 711 «О дополнительных мерах обеспечения безопасности дорожного движения».
  2. Сотрудники Роспортебнадзора, по Постановлению Правительства от г. № 398 «Об утверждении надзора в сфере транспорта». Также, согласно представленному документу, наказание за отсутствие калибровки вправе осуществлять специалисты Госавтонадзора, по Приказу Ространснадзора № АК-307 от г. «Положения об осуществлении автомобильного и дорожного контроля Федеральной службой по надзору в сфере транспорта».
  3. Проверяющие сотрудники Роструда, отталкиваясь от Постановления Правительства № 324 от г. «Об утверждении положений о службе труда и занятости».

Таким образом, все перечисленные сотрудники имеют право осуществлять проверку ТС на выявление правильного использования тахометра и сверки сведений тарировки.

Как говорилось ранее, при обнаружении нарушений, они накладывают на нарушителя штрафные санкции, по вышеупомянутой ст. КоАП РФ:

  1. П.1 – Мера наказания в виде штрафа от 1 000 до 3 000 руб., для физических лиц, от 5 000 до 10 000 руб. – для должностных. Величина применяется в следующих ситуациях:
    • на ТС, попадающим под приказ Минтранса № 36, отсутствует прибор, записывающий режима «труда и отдыха» лица, управляющего им;
    • использование неисправного устройства;
    • тарировка просрочена или не производилась;
    • установка или дальнейшее обслуживание осуществлялись в мастерских, не имеющих лицензии ФСБ. Проверить это можно ещё раз посетив официальный сайт Минтранса: rosavtotransport;
    • установленное устройство не соответствует требованиям Приказа № 36.
  2. П.2 – мера наказания в размере от 1 000 до 3 000 руб.. Данная мера применяется в следующих условиях:
    • карта водителя просрочена или отсутствует;
    • водительская карта имеется, но не вставлена в слот;
    • водитель использует чужую водительскую карту;
    • нарушен режим «труда и отдыха».

Ужесточившиеся за последнее время требования в отношении грузоперевозчиков на первый взгляд могут показаться необъективными, но если сравнить статистику количества аварий на отечественных дорогах, становится ясно, что тахограф становится эффективным инструментом по снижению количества ДТП.

Аналогичная ситуация происходит практически во всём мире. Однако, несмотря на такие объяснения пользы устройства, многим автовладельцам оно принесло серьёзные проблемы. Объясняется это тем, что приобретать и обслуживать его, гражданам приходится за собственные средства.

Какая цена на тахографы с установкой, об этом в статье: Установка тахографа.

Как пользоваться тахографом с картой водителя читайте здесь.

Информация про ОКОФ для считывателя карт для тахографа в этой публикации.

Однако, законодательство РФ, в этом направлении, сформировано не полностью, а многие приборы, присутствующие на отечественном рынке на признаются тахографами с юридической точки зрения. Исходя из этого, при установлении на транспортное средство, они не освобождают от наказания по ст. КоАП.

Как узнать дату без распечатки

Фото 2

Техническая информация, накопленная блоком за время его использования может быть выведена на печать. Именно таким образом осуществляется сверка даты прохождения последней калибровки.

Помимо этого, распечатка позволяет охарактеризовать работу мастеров, обслуживающих транспортное средство, стиль вождения и соблюдение ПДД водителем. Таким образом, собственник ТС может постоянно быть в курсе происходящего с его автомобилем или автобусом.

Условные обозначения, аналогично выводящимся на экран, передаются не в текстовом эквиваленте, а пиктограммами, позволяющими снизить использование бумаги и места на дисплее:

  1. В данном случае, последняя калибровка была проведена г. Таким образом, если бы этот чек являлся актуальным на данный момент, за него полагался бы штраф.
  2. Кроме такого варианта, узнать дату можно более простым методом. На наклейке, выдаваемой вместе с сертификатом, указывается срок следующего регламентируемого прохождения тарировки. На этом фото, прохождение калибровки должно быть осуществлено якобы г.:

Что это такое и зачем производится

Под термином «калибровка» подразумевается осуществление проверки точности замеров технических характеристик свойств ТС с занесением полученных сведений в память устройства.

Основная цель тарировки заключается в осуществлении легитимности прибора, соответствия правильных настроек и измерение погрешности.

Эта манипуляция позволяет вычислить точную работу следующих величин:

  1. Скорость транспортного средства.
  2. Общий пробег.
  3. Сведения полученные от счётчика о количестве оборотов, которые делают колёса.
  4. Расход топлива.

В дополнение следует добавить, что в данном случае осуществляется определение величины, нужной для вычисления равенства скорости ТС с отображаемой на спидометре и приборе учёта.

Происходит это следующим образом:

  1. Определяется длина окружности, зависящей от размера колёс и давления в них.
  2. Отражается количество оборотов вала коробки переключения скоростей на одну единицу пробега.

От точности определения данных величин зависит совпадение работы устройства и реальная скорость.

Если говорить законным языком, к процессу поверки относятся манипуляции перечисленные далее:

  1. Корректировка коэффициента временных показаний исходя из часового пояса.
  2. Ввод значения определения скоростных режимов.
  3. Обновление или подтверждение постоянных прибора (k), свойственного коэффициента ТС (w), эффективного диаметра колёсных покрышек (1), идентификационного (VIN) и регистрационного (VRN) номеров ТС.

Именно так, в п. 5 прилож. № 4 Приказа Минтранса № 36 говорится о данных мероприятиях.

Что дает установка тахографа на автомобиль?

Установить тахограф совсем не составляет труда, он с легкостью помещается в гнездо для спидометра или автомагнитолы. Ежедневная запись информационных данных нужна для осуществления следующих целей:

  • Чтобы разрешать спорные ситуации на дороге. Это считается просто неопровержимым доказательством у сотрудников полиции. Это то же самое, что и бортовой самописец у самолета, все данные также тщательно зашифрованы. Дешифровку и подмену невозможно произвести самостоятельно, поэтому эта информация может быть использована в суде на каком-либо деле.
  • Снятия самых точных показателей километража, который проходит автомобиль. Далее эта информация сверяется с маршрутом, по которому двигался водитель. Потом определяется, заезжал ли он еще куда-нибудь, если он это делал, то за бензин на этих участках дороги будет платить именно водитель. Штатный спидометр автомобиля измеряет данные совершенно другим путем, поэтому они не отличаются такой высокой точностью.
  • Получение данных об отдыхе и работе водителя. По этой информации бухгалтер будет производить расчет заработной платы водителя. То есть ему заплатят ровно столько, сколько он проработал в течение суток.
  • Грамотная организации деятельности компании. Так как информацию с тахографа не представляется возможным подделать, то по этим показателям можно осуществлять правильную и своевременную диагностику автомобиля, то есть судя по пробегу можно отправить авто на технический осмотр.
  • Гарантия надежности и безопасности. У всех работников имеется такой указ, что они должны возить при себе карты тахографа за последний месяц. Таким образом удается избежать непредвиденных ситуаций, и досконально разобраться в ней в случае возникновения.

Также устройство способно контролировать режимы безопасного вождения, то есть включать и отключать контроль и ограничение скорости на определенных участках пути. Также там имеется множество других полезных функций.

Для аналогового

Фото 3

Вопрос, касающийся калибровки аналогового прибора является неактуальным, так как с г. все ТС, относящиеся к категориям, эксплуатация которых на территории РФ возможна только с таким устройством, должны быть оборудованы цифровыми аналогами.

Причем для использующихся только в пределах страны, требуется установка систем с криптографическим блоком СКЗИ. Выезжающие за границу оборудуются устройствами ЕСТР, работающими по европейскому принципу.

Регулируется данное условие следующими документами:

  1. Приказом Минтранса № 273 от г. с изменениями от г.
  2. Приказом Минтранса № 36 от г. «Утверждение требования к тахографам. Правила пользования прибором».

В дополнение следует добавить, помимо стандартной документации о которой говорилось ранее, устройства должны соответствовать следующим критериям:

  1. Иметь сертификат Гостандарта.
  2. Быть внесёнными в список ГРСИ (государственный реестр средств измерений).

Калибровка тахографа методом фиксированной дистанции № 2 (определение коэффициента W)

Данный метод подразумевает прогон ТС по предварительно отмеренному расстоянию от 20 метров. Этот отрезок пути должен быть у каждой допущенной мастерской, поскольку этот отрезок указывается на схеме участка мастерской. Расстояние прогона нужно измерять точно (поверенной рулеткой), для того чтобы реальный путь соответствовал занесенному в программатор, иначе коэффициент W будет определен неправильно. Машина прогоняется по отрезку, а все остальные вычисления сделает программа. Для более полной автоматизации процесса можно установить контактные выключатели на концах отрезка, таким образом, чтобы при начале и конце движения ТС коснулось их.

Данный способ является самым простым, работает со всеми импульсными датчиками, не нужно покупать роликовый стенд, достаточно точный (точнее роликового стенда).
С целью повышения точности определения коэффициента ТС прогоняется 4 раза, 2 водном направлении и 2 в обратном.

На тахограф при калибровке будут вноситься такие данные:

  • Идентификационные данные автомобиля, а также всего используемого оборудования на его борту;
  • Размеры включающие диаметр, длину окружности и давление в колесах;
  • Точное время и дата, а также отсчет когда нужно будет делать следующую регулировку;
  • Также при настройке будет выбираться звуковой сигнал, который будет звучать при нарушениях безопасности или дорожного движения;
  • Производится ввод данных в одометр и настраивается система для измерения пробега.

По завершении калибровки на тахограф будет установлена пломба с номером идентификации того мастера, который производил всю работу по регулировке. После этого на прибор наносится таблица с внесенными точными показателями, это облегчит работу следующему мастеру и ознакомит владельцев. И последним этапом подключаются все датчики и они тоже надежно пломбируются.

Общие сведения

Тахографы — устройства, фиксирующие параметры рейса водителя, работающего на транспортном средстве по договору найма. С их помощью контролируется его трудовой день.

Эти приборы подразделяются на более старые, аналоговые, и более современные, цифровые. В настоящее время в общем случае использование более старых моделей аналогового образца уже не допустимо.

Водитель может иметь на своем ТС лишь цифровые устройства. Можно использовать аналоговые тахографы в 2019 году лишь в одном случае, когда это устройство отвечает европейским требованиям (ЕСТР) и если сам автомобиль имеет право пересекать российскую границу.

Основные понятия

Тахограф — бортовой аппарат, устанавливаемый на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, которые включают восемь посадочных мест и более.

Эти устройства предназначены для того, чтобы определять основные параметры данного рейса транспортного средства.

Тахограф устанавливает пройденное расстояние, фиксирует потраченное на поездку время и вычисляет скорость устройства.

Помимо этого он запоминает, сколько времени в течение суток у водителя или водителей ушло на работу и отдых. Его назначение — защита трудовых прав водителя, прибор не допускает нарушения им режима труда.

На какие типы делится по конструкции

По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.

Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.

Далее на этот носитель с помощью иглы самописца заносится информация о его движении в течение суток.

Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.

Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.

Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.

Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.

В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.

С 2019 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.

Законодательная база

Законодательная база по вопросу эксплуатации тахографов и замены аналоговых устройств на цифровые включает:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
  • приказ Минтранса №36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства…», принятый 13 февраля 2013 года
  • приказ Министерства транспорта «О порядке оснащения транспортных средств тахографами», принятый 21 августа 2013 году, включая изменения от 28 декабря 2015 года;
  • Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)c.
Фото 3

Что представляет собой калибровка

Данный процесс осуществляется для настройки точности работы этого устройства. Другими словами проделываются замеры на отдельных пунктах, а после данные вводятся в устройства для более точных расчетов записи данных. Настройка происходит с измерением следующих величин:

  • Точная скорость;
  • Пробег;
  • Данные об обороте колеса;
  • Расход топлива.

Период калибровки

Каждый водитель, который работает с данным устройством, должен знать когда систематически должны производиться калибровка тахографа. Поскольку у каждого прибора это индивидуальный показатель, а одного типа он составляет 2 года, а у другого 3 года. Все данные учета ведутся в техническую документацию, и в случае просрочки калибровки прибор считается нерабочим. После того как устройство занесено в реестр дорожно-транспортного движения, у владельца имеется 7-дневный срок, в который должна произвестись настройка квалифицированными специалистами.

Для чего проводится калибровка тахографа?

Калибровка для цифрового тахографа (бортового самописца) проводится в первую очередь для настройки его точности. В память тахографа записываются временные промежутки движения ТС, скорость, пройденное расстояние и т.д.

Информация в памяти тахографа имеет доказательную силу и может использоваться при решении спорных вопросов (в том числе и в судебном порядке). Но для этого должны выполняться два условия:

  1. Устройство должно быть оборудовано системой шифрования информации (модуль СКЗИ/НКМ) для защиты данных от удаления или изменения.
  2. Тахограф должен быть откалиброван и поверен, т.е. данные, которые записываются в память, должны соответствовать фактическим параметрам движения.

Калибровку тахографа и его поверку проводят для выполнения второго пункта :

  • Вначале прибор настраивается (калибруется) таким образом, чтобы обеспечить соответствие фиксируемых и фактических параметров.
  • После этого соответствие подтверждается в ходе поверки, и на ее основании выдается свидетельство. Наличие этого свидетельства является обязательным условием для использования тахографа.

Когда требуется калибровка тахографа?

Калибровка тахографов, в большинстве случаев, производится непосредственно перед очередной поверкой. Таким образом, устройства тарируют:

  • с блоком СКЗИ – раз в 3 года;
  • контрольные приборы ЕСТР – раз в 2 года.

Кроме регулярных процедур, калибровка тахографа может понадобиться:

  • При начале эксплуатации нового устройства либо при установке на другое ТС.
  • При замене регистрационного номера автомобиля или внесения существенных изменений в его конструкцию.
  • При восстановлении работы тахографа (ремонт, замена деталей, профилактическое обслуживание).
  • При значительном (20 минут и более) сбое внутренних часов.
  • При замене датчиков скорости либо спидометра.
  • При ремонте либо замене КПП автомобиля.
  • При замене шин ведущих колес (при условии изменения окружности и/или давления).

Также бортовой самописец калибруют перед повторным пломбированием – эта операция проводится при вскрытии корпуса прибора или нарушении целостности пломбы.

Процедура калибровки тахографа

Порядок калибровки тахографов регламентируется нормативными документами ФБУ «Росавтотранс». Все работы должны выполняться в сертифицированных организациях, имеющих разрешение на выполнение таких работ.

Работы выполняются по такому алгоритму:

  1. Вначале на стенде выполняется осмотр прибора для выявления поломок и нарушений в эксплуатации.
  2. Затем производится дорожная калибровка с корректировкой основных показателей.

Стендовый этап

Стендовый этап предполагает такие действия:

  1. Вначале специалист сервисного центра осматривает прибор, оценивая целостность его корпуса и пломб.
  2. После этого самописец проверяется на наличие признаков манипуляций или неисправностей. Также проверяются подключённые датчики и соединительные провода.
  3. Затем выполняется считывание данных из памяти прибора, в том числе — системных сообщений об ошибках.

Дорожный этап

После успешного прохождения стендовой калибровки выполняются такие операции:

  1. Проверка технического состояния ТС.
  2. Контроль индекса W (проверка передачи движения в трансмиссии).
  3. Проверка и корректировка работы внутренних часов тахографа и датчика движения.
  4. Проверка и корректировка погрешностей измерения.

На этом этапе может выполняться пере прошивка тахографа и запись первичных данных в память.

Откалиброванный прибор и места подключения датчиков пломбируются. Сотрудники сервисного цента, выполняющие операции, составляют акт о калибровке тахографа и передают его владельцу ТС.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://avtopravozashita.ru/tahograf/kalibrovka-tahografa.html
  • http://eraglonass.ru/chto-takoe-kalibrovka-taxografa/
  • http://homad.ru/obsluzhivanie-taxografa-kak-vypolnit-kalibrovku-apparata/
  • http://postebor.ru/sposoby-ustanovki-i-obsluzhivaniya-taxografov/nastrojka-i-kalibrovka-taxografa/
  • https://autolab24.ru/analogovyj-tahograf/
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий